www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры.

www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. (http://blf.ru/forum/index.php)
-   Игра на панфлейте (http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=48)
-   -   "Легко ли научиться играть на панфлейте?" (http://blf.ru/forum/showthread.php?t=2395)

Злое Сердце 15.05.2010 21:28

"Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Прошерстил форум, но вроде еще таких растяп помимо себя не нашел :) Посему собственно вопрос: можно ли научиться хорошо (или даже очень хорошо) играть на панфлейте в 20 лет, не имея ни малейшего представления о музыкальной теории вплоть до незнания нот и терминов, характеризующих музыку и звук? Смягчающий фактор №1: я ужасно дотошный человек и если за что-либо взялся, то довожу до конца всегда. Смягчающий фактор №2: умею извлекать из интернета труднодоступную информацию, в том числе на английском языке. Хотя на английском с большим количеством терминологии будет непросто, но преодолимо. Прошу извинить за отнятое время, но в ваших руках сейчас музыкальная судьба одного человека :)

Таких растяп – сотни и тысячи. Такими растяпами являются 95% людей, присутствующих на форуме.

В твоем вопросе есть два момента, указывающих на то, что ты пока не музыкант.

1. На музыкальных инструментах не «умеют играть». Обычно так говорят («Он умеет играть на дудочке») те, кто сам не музицирует, либо не музицирует на конкретной «дудочке». С ростом профессионализма, знаний и умений начинаешь понимать, что играть можно либо лучше, либо хуже, но для самого себя всегда остаешься неудовлетворенным. Собственно, как в любой профессии или в любом хобби. И музыкант, получивший это понимание, отвечает: «Я занимаюсь с 5 лет», «Я учился там-то», «Говорят, что неплохо», «Нет», «Мне еще многому учиться», «Ну, людям нравится», и даже «Думаю, что лучше, чем многие» но ни в коем случае не «Да, я хорошо играю». А если учитывать, что музыкальные навыки на конкретном инструменте не монолитны, а разделяются на десятки аспектов, то сразу становится понятна причина «войн» исполнителей в «высокой музыке».

2. На всех музыкальных инструментах одинаково сложно (или одинаково легко) научиться играть. То есть, не следует забывать, что всегда существует некий человеческий фактор, возможности гомо сапиенса. К сложному инструменту всегда предъявляются чуть меньшие требования, к легкому – большие. Некоторые инструменты позволяют быстрее освоить тот или иной аспект исполнительства, некоторые – дольше. Так, например, для минимальных навыков игры на скрипке нужно уже иметь отточенный слух, а на фортепиано – не нужно. С другой стороны, чуть более продвинутые навыки на фортепиано – это уже глубокое понимание основ гармонии, в то время как скрипка остается, все же, одноголосным инструментом. Еще один важный фактор – это общий уровень культуры инструмента. Так, тысячи и миллионы людей, имеющих отношение к академическим инструментам, повышают культуру и ужесточают требования к концертирующему исполнителю. К редким инструментам отношение попроще. Все подобные факторы сваливаются в одно общее «уравнение», ответом на которое является не набор значений, а статистическая тривиальная функция: чем прилежней занимаешься, чем лучше тебя учат – тем быстрее научишься.

3. Научиться извлекать звуки - несложно. Изучит возможности тембра, динамики, артикуляции - не сложно. Проблема, опять же, в том, что мы называем игрой на музыкальном инструменте. Самый сложный этап в обучении - это приобретение начального ладоинтонационного слуха. То есть, если ты умеешь выдудеть несколько мелодий, механически запомнив "перходы от трубке к трубке" - это не умение играть (хотя окружающие уже будут говорить: "о, Тиззон умеет играть на заборчике"). И даже если ты таким образом выдуваешь более двух десятков мелодий. Игра у тебя начнется тогда, когда ты будешь чувствовать тяготения и разрешения, слышать интервалы, подбирать на слух простенькие мелодии. Тогда пойдут вариации, тогда ты будешь думать не о том, в какую трубку губками помать, а какой звук извлечь из инструмента.

Теперь отвечаю на твой вопрос.
Если ты будешь заниматься целенаправленно, концентрированно, по несколько часов в день конкретно музыкой (то есть, ничем кроме нее не заниматься), то, я думаю, что «с нуля» за 5 лет можно уверенно достичь концертного уровня исполнительства практически на любом виде духовых инструментов. При регулярных, но неупорных занятиях года за 3 спокойно можно выйти на уровень вставок панфлейты в попсе/роке (можно и быстрее, за год-полтора, но тоже ничем, короме музыки не заниматься :) ). А если это хобби – то разве имеет значение, когда достигнешь какого-то уровня? Просто дуй, балдей, интересуйся, стремись. Но в любом случае, в течении полугода упорных и целенаправленных занятий (целое лето + учебный год по вечерам) можно прийти к тому, что нужно будет начинать собирать относительно несложный репертуар.

Если сравнивать с другими инструментами, то на панфлейте существуют такие сложности:
1. Просто получение звука по всему диапазону. Люди начинают нормально получать звуки выше соль третьей октавы только через год занятий.
2. Приобретение «чувствования инструмента» - то есть, уметь попадать в нужные трубочки :)
3. Интонирование и слух. Тут панфлейта требовательнее большинства флейт (свистковых и поперечных). Без слуха и умения получать именно нужную высоту звучания трубки выступать на сцене с ней будет очень-очень стыдно. Это если под аккомпанемент.

Но «доводить до конца» тут нечего. Ты всегда будешь понимать, что вот в этом-то аспекте можно играть ещё лучше. А когда ощущении музыки начнет превалировать над техникой, то ты поймешь, что даже «лучше» - очень спорное слово, и что может быть не просто лучше/хуже, а «так», или «иначе» или «еще вот так» (и тут пара десятков/сотен «иначе»).

Умение получать информацию никак не поможет в освоении инструмента. Информацией должен владеть твой преподаватель. Ибо инфа должна поступать в определенном порядке. И если уж быть откровенным, то и определенном объеме. Умение искать и систематизировать инфу – это хорошее свойство исследователя или преподавателя, а не музыканта. Это же свойство поможет музыканту на более высоких ступенях развития (если он не растеряет его по пути наверх). Ведь там, наверху, у музыканта уже нет учителей. Там он сам становится музыкологом, сам формирует эстетику.

А вот три основных свойства ученика это:
- страсть/желание/удовольствие от самого процесса (иногда это может заменяться фактором «надо»)
- послушность в исполнении ежедневных упражнений
- желание экспериментировать помимо того, что требует преподаватель.

Твоя музыкальная судьба решается не мною. А тобою самим. Я однозначно не смогу тебе посоветовать, выбрать ли тебе музыку своей профессией. Но вот хобби музыка становится и в 20 и в 25 и в 30 и в 40 и в 60. И успешно становится. Люди выступают даже :)

Возраст в освоении музыкального инструмента, с одной стороны, помогает, так как более зрелый человек легче впитывает информацию, раскладывает её по уже готовым "полочкам", а с другой стороны – мешает, так как скорость впитывания информации подстегивает к невыполнению скучных «детских» упражнений. Процитирую нашу любимицу Эльгу:

Цитата:

Сообщение от Elga (Сообщение 22465)
И прогресса нет, потому что ее "я всё помню" и "я понимаю" не имеют значения, а имеет значение практическая ежедневная отработка навыков, которой нет. И вот этого взрослые начинающие не могут принять очень долго. Им кажется, что если они "поняли", то дело в шляпе, и через неделю они это понятое спокойно воспроизведут, и нет смысла долбить "одно и то же" дома.

Удобна ли панфлейта для начинающих? Однозначно. На ней удобно учить нотную грамоту, она очень нескучно звучит самостоятельно, без акомпанемента, на ней уже первые шаги новичка нравятся и новичку и окружающим. Единственный минус панфлейты для новичка - это относительная редкость и относительная же дороговизна. Но если есть желание - то можно и найти, и купить подешевле. Нужно просто порыться в ветке "Где найти флейту Пана?"

Tizzone 15.05.2010 22:26

Re: Вопросы любопытных
 
Мда, что называется "epic fail" :)
Не ожидал столь тщательного и полного ответа на достаточно обычный вопрос, которые, наверное, десятками в день приходят вам на ящик. Впредь, конечно, буду гораздо аккуратнее формулировать предложения, оставляя минимум дыр, через которые просвечивает моя необразованность в музыкальном вопросе. Однако в первом сообщении я просто боялся излишним объемом текста отнять время и успеть надоесть человеку еще до окончания чтения, посему старался излагать мысли предельно кратко, что, видимо, в среде творческих личностей является скорее ошибкой.
В любом случае, спасибо за хороший ответ и за готовность помочь каждому. Надеюсь, что мой пример станет хорошим уроком будущим посетителям :)

Злое Сердце 15.05.2010 23:13

Re: Вопросы любопытных
 
Цитата:

Сообщение от Tizzone (Сообщение 23731)
Мда, что называется "epic fail" :)

Никакого «достойного саг просчета». Здесь никто не обсуждает твои личные знания, умения. Такой вопрос действительно волнует многих. И не только новичков, но и музыкантов-струнников, клавишников. Просто этот вопрос действительно поступил не первый раз, и я посчитал, что ответ на него стоит сделать большой и общедоступный. Я даже в тему выделю его.

Еще одна тема, которую стоило бы почитать (правда фильтруя в занчительной степени, замазывая маркером озлобленность и "невтемность"): http://blf.ru/forum/showthread.php?t=1822

Rodrigues 15.05.2010 23:28

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Tizzone, мне 25, мои познания в музыке несколько месяцев назад совсем не отличались от твоих, духовых музыкальных инструментов вообще в руках не держал (кроме советских пластмассовых губных гармошек - думаю, они не в счет :-D) Но вот взял пару флейт, играю потихоньку, получаю удовольствие.

Злое Сердце 15.05.2010 23:36

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Rodrigues, твой случай - это хобби. А вот профессия - это другие требования к игре и срокам обучения.

Rodrigues 15.05.2010 23:52

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Злое Сердце (Сообщение 23735)
Rodrigues, твой случай - это хобби. А вот профессия - это другие требования к игре и срокам обучения.

Само собой. Просто я нигде не увидел, что Tizzone стремится именно к профессиональному уровню, потому и высказался здесь.

NikolayUB 16.05.2010 00:22

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Rodrigues (Сообщение 23733)
духовых музыкальных инструментов вообще в руках не держал (кроме советских пластмассовых губных гармошек - думаю, они не в счет :-D)

Не думаю, что губная гармошка не в счет, - я ее (диатоническая до-мажор китайского происхождения) использовал для музицирование в момент чтения книги о военных маршах Петровских времен, которая содержала ноты. Большинство маршей на губной гармошке можно было вполне узнаваемо изобразить, а некоторые из военных мелодий того времени даже тянули на неплохой "губногармошечный" репертуар, но мое отношение к губной гармошки тогда так и осталось как к вспомогательному инструменту для чтения книг о музыке с нотными примерами вдали от пианино.
Но есть виртуозы игры на губной гармошке, например Артур Назаров.

Rodrigues 16.05.2010 11:20

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
китайских не видел, говорю о советских детских пластмассовых. Они такие красно-белые были. Максимум через минуту "игры" (обычно раньше) получаешь хорошее головокружение, потому что дуть в нее нужно изо всех сил.

Злое Сердце 24.06.2010 07:25

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
"Насколько помогает в овладении панфлейтой опыт игры на других инструментах?"

Ну, во-первых, занятия на других музыкальных инструментах - это занятия, в которых упражняются такие аспекты как музыкальный слух, чувство ритма. Тут и говорить нечего - музыканту любой новый инструмент дается быстрее, чем самый первый :)

Занятия на других духовых, к тому же, формируют понимание и владение такими моментами как исполнительское дыхание, артикуляция.

Вместе с тем, слудует понимать, что флейта Пана - это целиком особенный, несависимый, самостоятельный тип инструментов, у которого свои требования к "работе" исполнителя. Так, не стоит ожидать, что флейтисту-поперечнику-продольнику будет легче освоить флейту Пана чем тромбонисту или гобоисту. На флейте Пана совсем другие требования к амбушюру и даже к артикуляции, совсем другие показатели давления создаваемого легкими и, главное, совсем другой звук (а про способ "прехода от ноты к ноте" вообще можно не упоминать).

Все это вместе складывается, и получается, что преход с однорезонаторных флейт а панфлейту может быть сравним даже с переходом на другой тип духовых: на язычковые или медные.

К слову, даже при всем своем небогатом опыте я не рекомендовал бы постоянные занятия с панфлейтой профессионалу-поперечнику. Различия в амбушюре (флейтисты стремятся к свободному незажатому амбушюру, в то время, как панфлейтисты этого себе позволить не могут и вынуждены играть "на улыбке") могут привести к тому, что поперечник себе "испортит звук".

Yura 13.08.2010 13:07

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Злое Сердце (Сообщение 24450)
"Насколько помогает в овладении панфлейтой опыт игры на других инструментах?"

Ну, во-первых, занятия на других музыкальных инструментах - это занятия, в которых упражняются такие аспекты как музыкальный слух, чувство ритма. Тут и говорить нечего - музыканту любой новый инструмент дается быстрее, чем самый первый :)

Занятия на других духовых, к тому же, формируют понимание и владение такими моментами как исполнительское дыхание, артикуляция.

Вместе с тем, слудует понимать, что флейта Пана - это целиком особенный, несависимый, самостоятельный тип инструментов, у которого свои требования к "работе" исполнителя. Так, не стоит ожидать, что флейтисту-поперечнику-продольнику будет легче освоить флейту Пана чем тромбонисту или гобоисту. На флейте Пана совсем другие требования к амбушюру и даже к артикуляции, совсем другие показатели давления создаваемого легкими и, главное, совсем другой звук (а про способ "прехода от ноты к ноте" вообще можно не упоминать).

Все это вместе складывается, и получается, что преход с однорезонаторных флейт а панфлейту может быть сравним даже с переходом на другой тип духовых: на язычковые или медные.

К слову, даже при всем своем небогатом опыте я не рекомендовал бы постоянные занятия с панфлейтой профессионалу-поперечнику. Различия в амбушюре (флейтисты стремятся к свободному незажатому амбушюру, в то время, как панфлейтисты этого себе позволить не могут и вынуждены играть "на улыбке") могут привести к тому, что поперечник себе "испортит звук".

Ну,вот,обрадовали что называется,давно в мечтах освоить этот инструмент а тут такая новость...)))

Злое Сердце 13.08.2010 13:22

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Yura, какая именно новость? Слишком уж большую цитату ты привел, Юра :)

Yura 13.08.2010 13:31

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
К слову, даже при всем своем небогатом опыте я не рекомендовал бы постоянные занятия с панфлейтой профессионалу-поперечнику. Различия в амбушюре (флейтисты стремятся к свободному незажатому амбушюру, в то время, как панфлейтисты этого себе позволить не могут и вынуждены играть "на улыбке") могут привести к тому, что поперечник себе "испортит звук".[/QUOTE]
Я занимаюсь профессионально на поперечной флейте.

Злое Сердце 13.08.2010 13:44

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Yura, если занимаешься с целью зарабатывать на жизнь игрой на поперечной флейте и не умеешь абстрагироваться - действительно не стоит браться серьезно за панфлейту и работать над красивым звуком на ней. Но в качестве расширения опыта игры на других инструментах, в качестве упражнений для понимания своего основного инструмента - и можно, и нужно. К тому же, всего пара мотивов, пусть даже некрасивым звуком, на панфлейте могут сделать твою доль в оркестре более интересной :) Большинство латиносов играют непонятным амбушюром, непонятным звуком, но пипл кушает, диски покупает.

Yura 20.08.2010 22:59

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Злое Сердце (Сообщение 25704)
Yura, если занимаешься с целью зарабатывать на жизнь игрой на поперечной флейте и не умеешь абстрагироваться - действительно не стоит браться серьезно за панфлейту и работать над красивым звуком на ней. Но в качестве расширения опыта игры на других инструментах, в качестве упражнений для понимания своего основного инструмента - и можно, и нужно. К тому же, всего пара мотивов, пусть даже некрасивым звуком, на панфлейте могут сделать твою доль в оркестре более интересной :) Большинство латиносов играют непонятным амбушюром, непонятным звуком, но пипл кушает, диски покупает.

Ну,знаете ли...хотелось бы научиться извлекать такой звук,чтобы это доставляло какое-то удовольствие...

Злое Сердце 21.08.2010 03:38

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Ой, удовольствие не от звука зависит. Само восприятие звука - это тренированность уха, знание различных вариантов звука... а удовольствие к звуку ну никакого отношения не имеет :) Короче, если есть желание просто баловаться - то можно спокойно баловаться. Если говорить о навыках уровнем повыше, то панфлейта и поперечка действительно могут друг другу помешать...

Я даже так скажу. У меня на губах играет любая дудка. Сегодня ходил на Андреевский, на глазах у продавца начал извлекать из сякухати звуки, ходить по пентатонике, и делать звуком всякие модуляции, несмотря на заверения товарища продавца, что звук нужно ловить неделями... Если ко мне приходит любая кена/сяо/кавал/прочая продольная дудка, то я извлекаю звуки всего диапазона в течении часа баловства и уже могу что-то осмысленное изобразить... а вот с поперечками - беда просто. Звук на поперечке у меня получается очень пакостный, а все из-за амбушюра. Чтобы получать на верхах ная "правильный" звук, нужно делать губами вот такие гримасы:

http://www.panfloete.ch/csssite/grafiken/img/pana.jpg http://www.panfloete.ch/csssite/graf...r_simion_2.jpg

То есть, нарушается одно из основных правил амбушюра поперечного, "Не улыбаться". Если я день побалуюсь с какой-то поперечкой, то мне потом надо "восстанавливать" амбушюр ная. А поперечнику будет еще хуже )

Ilana 20.09.2010 23:24

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Здравствуйте, у меня вопрос к "знатокам", а точнее два.
Первый: я никогда не играла на музыкальных инструментах. Точнее, пыталась учиться на гитаре самостоятельно, но так и не поняла, как ноты перенести ... на гриф... Смешно, наверное, но так. :oops: Есть ли возможность для таких музыкальных кретинов, как я, разобраться в игре на панфлейте? Хочу попробовать играть на антаре, наверное, из 8-10 трубок (заранее извиняюсь, т.к. не знаю терминологии). Радует, что слух у меня вроде бы есть)
Второе: я читала урывками на разных сайтах, что у сампоньо бывает разный строй- диатонический и хроматический. Бывает ли строй у антара и какой лучше выбрать инструмент для новичка?
:help:
Помогите, пожалуйста.

Злое Сердце 21.09.2010 12:53

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Ilana (Сообщение 26352)
Есть ли возможность для таких музыкальных кретинов, как я, разобраться в игре на панфлейте?

Есть. Тому примером служит большинство здесь присутствующих :).

Цитата:

Сообщение от Ilana (Сообщение 26352)
Второе: я читала урывками на разных сайтах, что у сампоньо бывает разный строй- диатонический и хроматический. Бывает ли строй у антара и какой лучше выбрать инструмент для новичка?

Сампоньо - общее название латиноамериканских флейт Пана. Антара - латиноамериканская однорядная узкотрубочная флейта Пана. Бывают и пентатоническими, и хроматическими, и диатоническими. Начинать стоит с диатонической. Но еще лучше начинать с прорумынских вариантов (читайте внимательно тему "Где найти флейту Пана?", да и вообще, познакомьтесь с содержанием всего подраздела форума, не ленитесь).

Riba 21.09.2010 13:55

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Я начал панфлейту с полного нуля. Хоть до этого играл на альте и гитаре. Теперь не жалею. Просто удивляюсь как я раньше на нее не клюнул.

Ilana 21.09.2010 15:06

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Злое Сердце (Сообщение 26356)

Сампоньо - общее название латиноамериканских флейт Пана. Антара - латиноамериканская однорядная узкотрубочная флейта Пана.


:yes: Спасибо, всё поняла. Я просто хотела услышать, что начинать лучше с простой однорядной флейты.
Теперь уту и буду учиться. И буду внимательнее. Спасибо! :hb:

Ilana 21.09.2010 17:13

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Я почитала подраздел, заинтересовалась, и у меня снова вопросы... увы...
Дешёвый сыр только в мышеловке, это понятно, но всё же: можно ли научиться играть что-то стоящее на т.н. "индейском варианте" из бамбука? Я не пастуха имею в виду, а музыку в принципе... Глухой звук этих "индейцев" меня не пугает, имнно в такой я и влюбилась, когда первый раз услышала... А разориться на 3 тыс. пока не могу, читала ваш совет про флейту с доп. материалом с американского сайта...

К сожалению, не нашла, где можно взять гаммы, упражнения и т.п., чтобы научиться элементарным приёмам (всё-таки в нотной грамоте я осёл, а нужно учиться).

Злое Сердце 21.09.2010 21:41

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Ilana, ну, для того, чтобы прочитать весь подраздел о флейтах Пана (http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=32), надо достаточно много времени потратить. И я подожду, пока Вы это сделаете :)

Dr. 08.10.2010 13:57

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Доброго времени суток.
Никогда не играл на флейте Пана. Но из всех флейт хочу научиться играть именно на ней. Пока я занимаюсь раскрашиванием песен ролевиков, пишу гитарные партии. Музыкальных школ не кончал, самоучка. Играю в основном на слух, с нот - исчезающе редко. Играю на гитаре и немног на ударных, собой недоволен, как любой уважающий себя музыкант. Хотелось бы узнать:
1. какую флейту приобрести, будучи абсолютным новичком в технике игры на духовых (в пределах 5-6 т.р.)
2. Может ли случиться, что я из каких-то анатомических соображений (форма челюсти не та и т.п.) не смогу играть на ней
3. где и как поставить технику звукоизвлечения

С нотной грамотой и слухом проблем нет. Пока ближайшая задача - освоить технику и писать простенькие, но красивые партии для песен, исполняемых под 1-2 гитары. Очень нравится звук именно пан-флейты. Спасибо.

Злое Сердце 08.10.2010 18:49

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Цитата:

Сообщение от Dr. (Сообщение 26760)
1. какую флейту приобрести, будучи абсолютным новичком в технике игры на духовых (в пределах 5-6 т.р.)

Dr., Дмитрий (так ведь?). Я же тебе уже и на почту отвечал, и в одной из Вконтактовых групп панфлетовых писал, какую тему форума стоит почитать. И даже указал своего товарища-москвича, у которого можно инструмент взять "полетать" :) И ты даже получил имя своей сотрудницы-одношкольницы, у которой можно забрать (предположительно во вторник) инструмент моего товарища-москвича. К слову, присутствующий на на этом форуме пользователь Alessandro ( http://blf.ru/forum/member.php?u=20 ) - твой одноклассник.

Цитата:

Сообщение от Dr. (Сообщение 26760)
2. Может ли случиться, что я из каких-то анатомических соображений (форма челюсти не та и т.п.) не смогу играть на ней

Ну, если ты не можешь сомкнуть губы или у тебя вообще нет одной из губ - тогда да, сложно будет. А если есть губы и хоть немного рук (ну, хотя бы половина плечей) для удержания инструмента, то путь открыт. И не просто открыт, еще есть и возможности выбора тембра/горлышек, приоритетов в общетехнических аспектах.

Цитата:

Сообщение от Dr. (Сообщение 26760)
3. где и как поставить технику звукоизвлечения

В Москве я знаю всего 3-х регулярно играющих товарищей:
- Дину Букэтару в Московской филармонии;
- Миша на Арбате;
- и еще один, Вова, вроде бы, мультиинструменталист.
Не уверен, что они хорошо смогут обучить новичка, или даже просто подробно все объяснить на словах. Но вот образ своего звука преподнесут. Еще более я не уверен в том, что им захочется обучать новичков. С первыми из двух можно связаться.
А можно и самоучкой, по книгам.... блин, по книгЕ :)))))))))))))))))))))) Хыы...

Valeriya 26.04.2012 16:07

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Злое Сердце, хочу услышать ваше профессиональное мнение.
Мне 25 лет, в детстве два года проучилась на фортепиано. На данный момент играю на домре. То есть, нотную грамоту более менее знаю: Ноты, диезы, бемоли, длительности... ОЧЕНЬ хочу научиться играть на панфлейте. Как вы считаете, можно в таком возрасте научиться хорошо играть на этом инструменте??? Может есть какие-то возрастные ограничения, после которых уже трудно научиться и игра будет не такая профессиональная? Очень жду ответа. Уже руки "чешутся" приобрести этот инструмент...

Sopilkar 26.04.2012 16:20

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от Valeriya (Сообщение 42368)
игра будет не такая профессиональная?

=0)) а если не секрет, что Вы принимаете за эталон?
Ведь, условно говоря, в любом деле, есть кто-то один - "самый-самый лучший". и значит, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ - "не такие профессиональные"... даже те, кто попал в десятку лучших. =0))
Возьмем меня. =0) 44 года, на панфлейте с разной степенью успешности играю с 40 лет. Играю далеко "не так профессионально", но получаю от этого кучу удовольствия.
Возрастные ограничения при обучении игре на панфлейте, конечно, есть, но Вам до них еще лет 40 надо прожить. =)))

А вот Злое Сердце Вам уже не ответит... мир оказался слишком жесток к нему.
Но Вы можете обратиться к другому авторитетному специалисту, по имени Noname. Он, конечно, не так профессионален, как ЗС, но тоже вполне ничего. =)

Valeriya 26.04.2012 16:30

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Sopilkar, спасибо за ответ! :) под "игра будет не такая профессиональная" я конечно не имела ввиду, что хочу стать самым профессиональным игроком.))) Но всё таки хочется играть красиво, профессионально. Чтоб и мне и людям нравилось...

Kostika 26.04.2012 17:20

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Прошу прощения , что встрял в Ваш разговор. В роли гадкого утенка - но надеюсь быть в роли красивого лебедя ( родственная душа, еще сомневаюсь пока играть на людях – перебороть себя пока очень тяжело ).

« Но всё-таки хочется играть красиво, профессионально. Чтоб и мне и людям нравилось...»

Это мое мнение и только мое.

Будут те, кому Ваша игра не понравится, будут, кому понравится и даже в восторге - и это не важно. Главное что ба Вам это ДЕЙСТВО приносило удовольствие и хорошие чувства, баланс, ….. возвышенность не побоюсь этого слова – кайф, в первую очередь для Вас, где-то на задворках, в отдельной комнате, ……, на публике …… . Вперед и с полной отдачей и снова прошу прощения за интимность ( ну не нашел другого слова ) до полного удовольствия.

А дух Злого Сердца присутствует среди нас и он следит за нами ( как внутренний голос, как голос предков ).

Прислушивайтесь к советам Noname, Sopilkar, Primavera, …. и других форумчан ( меня тоже ) но главное пробуйте, пробуйте, пробуйте и не останавливайтесь и будет Вам - счастье.
Такой же заблудший, Прошу Прощения, получилось как проповедь.
С Уважением, Kostika.

noname 26.04.2012 18:19

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Valeriya, ответ на заданный вопрос есть здесь: http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=2395

resjega 26.04.2012 18:32

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от Valeriya (Сообщение 42368)
Может есть какие-то возрастные ограничения, после которых уже трудно научиться

Две вещи,которые могут затруднить процесс обучения на панфлейте,но не воспрепятствовать ему.
Не очень хорошо развитые лёгкие,особенно на низких трубочках,требуется много воздуха.
Голова будет кружиться.Правда вначале это может быть просто из-за неумения
разумно расходовать воздушную струю.
И уши,которые сложно переносят повышенную громкость.Вся энергия панфлейтового звука летит прямо в уши играющему,но можно играть в наушниках,сильно ослабляющих звук.А так же в процессе обучения появляются способности играть потише.
Но ответ на эти вопросы ты можешь получить только одним способом:Начать учиться играть на панфлейте.За тебя никто не может ничего почувствовать и прочувствовать,нравится ли тебе
процесс игры на панфлейте.

Sopilkar 26.04.2012 18:39

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от resjega (Сообщение 42373)
И уши,которые сложно переносят повышенную громкость.

ну давайте уже честно скажем себе, что во всем мире только один человек жалуется на громкость панфлейты. И поставим на этом точку.
Ну уже достаточно, достаточно, достаточно это мусолить!!!!!

resjega 26.04.2012 19:16

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Sopilkar, а тебе самому после длительной игры на панфлейте или кене ежедневно по нескольку часов,в отличие от более тихой блокфлейты или сопилки,не приходилось ли всю ночь гул в ушах слышать,мешающий спать?Только често давай,без всякой там твоей бравады!Наверняка ведь было,не скрывай!Явный перегруз,или как ты это считаешь?

Komuso 26.04.2012 19:18

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от Valeriya (Сообщение 42368)
Мне 25 лет ...... можно в таком возрасте...

Улыбнуло... :-)
Мне, как и Сопилкарю, уже за 40. И инструмент мой, сякухати, не намного легче панфлейты. И уровня моего сэнсэя я вряд ли достигну (он играет 40 лет по 5-7 часов в день). Зато я получаю удовольствие от того, что я делаю.

Кстати, одному из начинающих учеников в нашей группе уже 68 лет. Второму по виду далеко за 60. И они тоже получают удовольствие!..

Так кто там что о возрасте писал? ;-)

Sopilkar 26.04.2012 19:21

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
resjega, уважаемый! Какой смысл мне был бы скрывать это? в чем тут гордость, бравость, все что угодно? ну что за, извините, ерунда?
Это все равно что сказать - "молиться, это так плохо!!! от этого расшибается весь лоб!!!"

Komuso 26.04.2012 19:22

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от resjega (Сообщение 42375)
Sopilkar, а тебе самому после длительной игры на панфлейте или кене ежедневно по нескольку часов,в отличие от более тихой блокфлейты или сопилки,не приходилось ли всю ночь гул в ушах слышать,мешающий спать?Только често давай,без всякой там твоей бравады!Наверняка ведь было,не скрывай!Явный перегруз,или как ты это считаешь?

Я не Sopilkar, и на панфлейте не играю. Но признаюсь, что поначалу 2-я октава на сякухати меня немного напрягала. А от 3-й вообще попугай с жердочки падал :-D
Достижением считаю момент, когда попугай привык к моей игре :)))))))))

Для сравнения, при игре на пимаке такого никогда не случалось...

noname 26.04.2012 20:11

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
resjega, Sopilkar, общение немого со слепым.

На громкость НЕ ЖАЛУЮТСЯ те, кого с детства "глушили". Если ребенка с детства присаживают на инструмент с пиколльным диапазоном - естественно, что он привыкает.

А те, кто начинает заниматься во взрослом возрасте, без "давления" со стороны преподавателя, оркестра - все ЖАЛУЮТСЯ на громкость верхних регистров. И это касается не только панфлейты, но и всех флейт: блокфлейты, сопилки, кены, сяку, прочих дуделок.

Но. За собой замечаю: показываю что-то начинающему (сопилка, кена, панфлейта), а начинающий уже рядом со мной морщится, ушки пальчиками/ладошками закрывает. Громко ему. То есть, сам я привыкаю. Но по-прежнему не люблю находиться рядом с играющим сопилкарем/панфлейтистом в небольших помещениях. Глушит (иной раз до звона в ушах).

Хотите подтверждения - заведите опрос типа: "Ребята, а кто испытывал или еще испытывает дискоморт (психологический или физический) от громкости верхнего участка диапазона инструмента?".

resjega 26.04.2012 20:40

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от noname (Сообщение 42380)
кто испытывал или еще испытывает дискоморт (психологический или физический) от громкости верхнего участка диапазона инструмента

Вот,это - ключевая фраза!
Дискомфорт это и есть предупреждение организма о последующем нарушении,в данном случае
слуха:
http://www.satprom.ru/narushenie_sluha

"Типы и причины нарушений слуха


- Долговременное воздействие шума

Люди, проживающие около заводов, аэропортов или оживлённых шоссе подвергаются ежедневному звуковому облучению, интенсивность которого достигает 65-75 дБ."

А не кому не хочется заработать себе нарушение слуха,тем более музыкантам.

Цитата:

Сообщение от noname (Сообщение 42380)
То есть, сам я привыкаю.Но по-прежнему не люблю находиться рядом с играющим сопилкарем/панфлейтистом

От флейты почти,что всё вылетатет из нижнего большого отверстия в сторону слушателя.
А от лабиума в сторону играющего лишь некоторая часть этого уровня идёт.
Очень это заметно,когда играешь на тростевых,сам.Его почти что не слышишь,приходится даже к углу подходить для увеличения громкости,а со стороны тростевая дудка ревёт прилично.
Но слушатель может отойти от дудки подальше,а у играющего одна защита - плотные наушники.

resjega 26.04.2012 20:57

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar (Сообщение 42377)
resjega, уважаемый! Какой смысл мне был бы скрывать это? в чем тут гордость, бравость, все что угодно? ну что за, извините, ерунда?
Это все равно что сказать - "молиться, это так плохо!!! от этого расшибается весь лоб!!!"

Ну да,ладно!Это я так,немного в твоём тоне решил,как бы тебя передразнить!Постараемся всё-таки опять ситуацию не напрягать.
Просто уже надоело,как поцапаемся опять,на пару дней настроение у меня точно испоганится.
А по делу,мне кажется:
Просто с возрастом все пределы снижаются,и то что для более молодого ещё не разрушительно,то с возрастом уже опасно.
А вопрос был о возрастных изменениях и игре.
Я просто посчитал должным упомянуть,что и такое бывает.
Неприятная вещь - эти самые возрастные изменения.:-(
И зачем их ещё ухудшать испорченным слухом?
Я написал просто для размышления об этом.

Sopilkar 26.04.2012 22:41

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Цитата:

Сообщение от noname (Сообщение 42380)
опрос типа: "Ребята, а кто испытывал или еще испытывает дискоморт (психологический или физический) от громкости верхнего участка диапазона инструмента?

Вот это хорошая постановка вопроса. Не инструмент - громкий, плохой, злой, а мои личные ощущения такие либо такие.
Поскольку надо разделять объективные качества инструмента и субъективные впечатления от него. Как говорится, "нечего на зеркало пенять".
Конечно, в небольшом помещении флейта (сопилка, кена и др.) ощущаются иначе, чем на воздухе... А если негромко, пардон, поцеловать, но прямо в ухо? тоже мало не покажется, так что же теперь, не целоваться?
Ну если ты часами играешь в форте-фортиссимо, и тебе от этого хреново, ну научись ты, наконец, играть пьяно и пианиссимо! плохо тебе в маленьком помещении - ну выйди ты из туалета, играй в лесу!
Как говорится - "тормозят не колёсами, тормозят головой", в том плане - ну если ты такой разумный, выучи ты, что огонь жжется, вода мочит, а флейта глушит в маленьком помещении! Выучи простые правила обращения с инструментов - и перестанет панфлейта быть "громкой"...
Никакие наушники не спасут, если ... "рожа крива"...

noname 28.04.2012 17:24

Re: Русскоязычное пособие о флейте Пана
 
Это очень-очень-очень добрый пост.
-----

Sopilkar, но она же действительно громкая. Кена, най - громкие флейты, и ты наверняка этот факт отмечаешь и сам.

Это один из аспектов, который замечают при работе с самоучками. И это не "Денис отмечает", а все, кто сталкивался со взрослыми ранее не причастными к исполнительству начинающими. Вот пример на скорую руку: http://www.panfloete-glas.ch/shop_alt_engl.htm Альт 19 у них покупают не столько "musicians don't wish to play the highest tones", сколько "играющие для себя".

Фактор для человека без нарушений слухового аппарата - чисто психологический/социальный. По моему набранному опыту вопросов-ответов с самоучками - не столько нежелание "дать звучка", сколько боязнь побеспокоить соседей в могогоквартином доме. Но и боязнь громких звуков присутствует. Помнишь первый приезд в Киев с сопилкой? После твоей "Ватры" идем с Соколом: "Но, блин глушит Паша сопилкой", - "Да есть такое". А Сокол уже к тому времени в Кантабиле приличный срок "отмотал" как флейтист :)

Примеров прямо на этом форуме - с десяток. Вот из последнего: Андрей купил орнажевенькую (а она же тихонькая, не так ли) - пишет что ему она громка: http://www.blf.ru/forum/showpost.php...&postcount=159 (а у Андрея кена есть).

Да, для resjega, у которого, скорее всего, уже физиологическая проблема, нарушения слуха, этот фактор важен почти так же, как для тебя фактор "правосторонняя-левосторонняя". Ты же не упускаешь случая, чтобы не завести о "наболевшем" разговор? :) Не упускаешь :wink:

Но наушники - реальная альтернатива. Я ею пользуюсь. Помощь - как психологическая (снижает воспринимаемый уровень громкости), так и в "корректировке звукоизвлечения": наушники обрезают шипение и прочие призвуки, которые до слушателся обычно не доходят.

resjega,, по пунктикам:
Не из "нижнего большого (торцевого) отверстия", а из игровых отверстий. Излучение у открытой флейты - в свистковом окне и на игровых (и торцевом) отверстиях.
"Направление звука" у панфлейты такое же, как у прочих продольных флейт - вперед-вверх. Встань (очень близко) в угол, поиграй немножко, развернись и снова поиграй. Почувствуешь разницу. То же сделай с кеной.
"Прямо в уши" - грубо. Просто точка излучения одна, и она рядышком с ушами. У тебя же уши, как у Чебурашки, не выступают за плоскость лица? :) Смешной факт: разговариваю о флейтах с флейтистом-поперечником, и он все время норовит при прослушивании повернуться правым ухом к источнику звука :) Привык он так слушать :)
Панфлейта (най) просто громкая. Без всяких "прямо в уши". И громкий участок диапазона у нее доступен - получить "хоть какой-то" звук на верхнем участке может любой после часа знакомства с инструментом, без аппликатурных и амбушюрных изысков. На однорезонаторных духовых до третьей октавы диапазона еще нужно "дойти". И нижний участок диапазона у ная (горлышки/дульца шире, чем у прочих флейт). Это одна из причин (наряду с удобством постановки, компактностью, стоимостью, воздействием на зубы), по которой я, как и прочие "организаторы" ученических флейт, отговариваю начинающих от полнодиапазонного альта.
Ну, и самое главное. У тебя проблема уже... как бы помягче сказать... медицинская. Это - экстремум. Ты - пока единственный человек, от которого я слышу о таких ощущениях. И как ограничение в освоении инструмента твою ситуацию рассматривать нельзя. Это очень-очень-очень частный случай.

Сопилкарь, вот ты говоришь: "научись играть тихо". Да, учиться стоит (это просто одна из составляющих техники). Но ведь для того, чтобы получить "полный" звук тихо, его нужно сначала просто получить с нормальной для верхнего участка диапазона громкостью. Так ведь? Вот тут и происходит спотыкание. Янов своих учеников в шкаф закрывает с сопилкой, на все однорезонаторные флейты можно "чехол" сделать для флейты и рук. На панфлейте помогает только "выгул" с инструментом на улице (а в городе попробуй еще найди место, свободное от людей) или наушники... А ты сразу "рожа крива", вот так значительную часть ребят, начинающих с панфлейты, прям пометил обезьянками :)

Вы же зрелые мужики, одному за сорок, второму далеко за полтинник. Ребят, просто влезьте в шкуру собеседника, отметьте этот факт более взвешенно и используйте при распространении вируса панфлейтизма по всему миру: этот момент есть, для тех-то он важен более, для тех-то менее, для третьих вообще не важен, бороться с этим можно так-то.

Мне-то это фактор почему так хорошо известен - я минимум два раза в неделю общаюсь письмами и голосом с самоучками, отвечаю на вопросы. Свои личные ощущения для меня были только стартовым ориентиром для обобщения информации, все остальное насобиралось именно в результате таких вопросов и поиска ответов. Среди первых ощущений от первой панфлейты очень часто встречается: "громко" :)

Вот такие пироги :) Или маффины:)

Andrey 28.04.2012 19:42

Re: "Легко ли научиться играть на панфлейте?"
 
Замечу, что на кене я могу регулировать громкость в довольно широких пределах, по крайней мере на полторы октавы. Могу играть (не шипеть) никого не доставая, могу развернуться во все удовольствие. На панфлейте пока либо шипение по нотам, либо раздражающий по громкости ровный звук, а на высоких неприятный свист... Не могу пока управлять ни динамикой, ни тоном....


Текущее время: 08:31. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot