Звукоряд обертоновых флейт без отверстий
А что дает закрытие раструба рукой?
У меня частичное закрытие дает только легкий переход на следующий обертон, при полном закрытии - трубка перестает звучать.. З.Ы. Уже получается выдуть 5 обертонов, включая первый, но при этом нужно достаточно сильно менять направление струи воздуха (речь идет об обертоновой поперечке). 5-тый обертон действительно ля-диез3, как и ожидалось, первый - фа-диез-1 |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
закрытие раструба дает еще 1 серию обертонов - начиная октавой ниже основного тона дудки и дальше через 1 как у кларнета
|
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Вложений: 1
Цитата:
2. Если не полностью прикрывать отверстие, то можно играть полутон относительно открытой ноты. На этом основано специфическое вибрато. Вот тут я набросал на скорую руку самые важные выборки из звукоряда на этапе освоения инструмента. Потом еще можно извращаться, повыискивать последовательности. |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
А почему первые 2 не играются, они ведь самые красивые по тембру?
И еще на октаву ниже должен быть основной тон, который уж действительно сложен для использования... |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
NikolayUB, Это и есть основной тон и соответствующий ему по силе дыхания звук закрытой трубки. Не играются ибо фиг извлечешь.
|
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Цитата:
В элементарной теории музыки Способина такой же звукоряд и основной тон указан на октаву ниже интервала в квинту, который и требует 3 кнопок в сумме изменяющих строй трубы на 6 полутонов. Значит используют два нижних обертона, иначе зачем для хроматической флейты 6 дырок городить, и 3-х хватит... (но тогда начинаем играть не с первого передува, а с третьего) |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
NikolayUB, ну... так и есть, основной тон имеет после себя передув на октаву. Полсе до0 (первая зелененькая) идет до1 (вторая зелененькая).
У трубы - закрытые звуки. Если бы у трубы не было раструба, то первый передув был бы дуодецимой, второй - октавой. Ну и так далее. Система трубок трубы, задействуемая пистонами, не соответствует игровым отверстиям. Читай здесь: Третий передув на открытой флейте - малая терция, 5 полутонов. Дырочек, как минимум, 4. |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Ааа, теперь понял. В твоей схеме натуральный звукоряд идет по зеленным..
Спасибо! |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Цитата:
Upd Похоже я наоффтопил: наверно следует новую тему создать, типа "техника игры на обертонках" |
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Цитата:
|
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Цитата:
|
Re: Примечательные видео и аудио на обертонках
Цитата:
|
Выдуваем основной тон на обертонке
Выдуваем основной тон на обертонке. Берешь и делаешь 2 обертонки одинаковой длины: одну с амбушюрным отверстием (но не длинее 50 см, диаметр меньше 10 мм), вторую той же длины со свистком (свисток берется от ямаховской сопранино, а не самодельный, получившийся, как попало)
На первой поперечной обертонке тренеруешься и выдуваешь основной тон. Чтоб это сделать, нужно: 1) обеспечить максимально свободную проходимость воздуха через горло (почти полное расслабление в этой части тела) 2) "Опора" в животе максимально возможная 3) струя воздуха губами направляется достаточно сильно вниз и дуем медленно Если это пункт не выполнить полностью, ничего не выходит.. Очень логичный вывод: свисток - "тупой", он уж точно пункт 3 в части изменения направления струи не выполнит, значит основного тона не будет или будет, но очень очень тихо. На второй обертонке со свистоком: выполняем пункт 1, 2 и 3 (вторую часть - медленно дуем) Опа и звучит основной тон, и не намного тише.. при том после вышеописанной тренировки с первого раза.. |
Re: Выдуваем основной тон на обертонке
Цитата:
Однако, на среднестатистической свистковой обертонке 1:50 (диаметр:длина) получить основной тон нереально. Отдельно о несвистковой флейте. Когда ты "наклоняешь" струю вниз, ты, в первую очередь, приближаешь к лабиуму амбушюрное отверстие и расширяешь его. Таким образом струя становится толще и сохраняет свою ламинарность при более слабой подаче воздуха. Это один из технических моментов игры с динамикой на открытых флейтах. |
Re: Звукоряд обертоновых флейт без отверстий
Пытаясь выполнить первое задание из темы "Обучаемся на понятном репертуаре" (куда там выполнить, для начала надо хоть какой-нибудь осмысленный звукоряд уверено выдувать с первого раза), я заметил такую вещь: На поперечной обертонке есть возможность понизить практически любой обертон, изменив положение губ. Точно попасть в пол тона ниже - сложно, а простое понижение делается стабильно на всех обертонах, в том числе и на закрытой трубке.
Это же значит, что она, поперечная обертоновая флейта, уже по сути хроматическая в диапазоне от ля-2 и выше... дело лишь за тренировкой умения выдувать полутона.. Я научился сейчас делать только понижение звука примерно на пол тона, может быть есть возможность и повысить на пол тона? (Тогда хроматический диапазон сползет ещё ниже - это будет совсем потрясающе) |
Re: Звукоряд обертоновых флейт без отверстий
NikolayUB, эммм... как бы покороче ответить....
1. Начинать надо со свистковой обертонки. Лишь потому, что стабильно получать на ней ряд передувов легче. Понимаю, что это на до потратить деньги, понимаю, что трудно отказаться от уже готовых самоделок. Но стоит приобрести. При покупке знай: даже самые низкие закрытые звуке на свистковой дудке должны отчетливо извлекаться. Если есть желание - закажу тебе у Нагирного телинку, с трубками для до и для ре. 2. Пробуй полуприкрывать дальний торец. Незачем эти действия с амбушюром. Точнее, они очень даже зачем, но именно в виде полезных экспериментов в звукоизвлечении на поперечных флейтах, в интонировании на них. Уже во втором "задании" есть использование полуприкрытия на четвертой гармонике (третий передув, оранжевенькая нотка). Если будешь играть быстро (в этом альбоме выполни поиск по слову "tilincă" 3. Каждый раз как ты пытаешься уменьшить дырочку на однорезонаторной флейте, будь то свистковая дырочка, игровое отверстие, подстроечная дырявочка - каждый раз ты снижаешь силу дыхания/атаки, которая необходима для достижения следующего по счету предува. На закрытых звуках это чувствуется особо. Все открытые можно смело понижать на полтона, закрытые - на четверть (просто ладошкой прикрываешь область свистка, как при "ладошковом" вибрато на блокфлейте). |
Re: Звукоряд обертоновых флейт без отверстий
Цитата:
Не, я к заказу не готов, но если подвернется готовая пластиковая обертонка в продаже обязательно куплю... Я пока не сколько хочу научиться играть на обертонке, сколько тренирую "чувство дыхания", после этих упражнений мне намного легче играть высокие звуки на блокфлейте... Чтобы сделать звукоизвлечение более отчетливым на 600х10х8 у меня есть мысль сильнее расточить канал в районе лабиума - там еще есть возможность снять до 1 мм древесины со стенок... пока полуприкрытия дают мало толку... Полуприкрытия хорошо работают на самоделке 400х11х10... на ней проще выполнять задания. |
Re: Звукоряд обертоновых флейт без отверстий
NikolayUB, ну да, я не написал в уроках, нужно будет указать что для начала лучше брать телинку не сильно узенькую, 34-40:1. Напишу еще. И урок еще нужно еще один важный сотворить уже...
Цитата:
- фальшивит; - портит слух; - играет недодутым неустойчивым звуком. На телинке такой психологический порог преодолеть легче. И привыкнуть к игре в шкаф/шкафу легче :) Я закрытую телинку всем блокфлейтистам, сопилочникам и даже панфлейтистам готов откровенно советовать как небесполезный и оригинальный инструмент, который сильно помогает в обучении. Эдакий тренажер. |
Текущее время: 12:56. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot