www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры.

www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. (http://blf.ru/forum/index.php)
-   Гостиная (http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=10)
-   -   Распределение ролей в духовом оркестре (http://blf.ru/forum/showthread.php?t=3024)

Parfen 15.04.2011 19:36

Распределение ролей в духовом оркестре
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar (Сообщение 32289)
Например, в в западной средневековой музыке (по информации моей супруги) ведущим голосом был именно тенор - даже не второй, а третий по высоте голос.

Зачем так далеко ходить?
Возьмём, например, духовой оркестр. Почти никогда верхние голоса (а точнее как раз подголоски) не является ведущими. Ну, для примера, можно послушать избитое "Прощание славянки".
Я уже не говорю про басовое соло - в духовом оркестре встречается очень часто - бас играет мелодию, а все остальные - аккомпанемент.

Да любой относительно низкий инструмент (от саксофона до виолончели) оставляется аккомпанемент в т.ч. и выше себя.

Sopilkar 15.04.2011 20:48

Re: Переложения
 
Цитата:

Сообщение от Parfen (Сообщение 32322)
например, духовой оркестр. Почти никогда верхние голоса (а точнее как раз подголоски) не является ведущими.

ДА что Вы говорите? какое смелое заявление, де еще на основе одного единственного примера. =)) а если взять только соло басов, то можно сделать вывод, что высоким инструментам вообще нельзя мелодию поручать. =)))
Духовой оркестр - это достаточно большой коллектив очень разных инструментов, который к тому же делится на группы.
Основа духового оркестра - группа саксгорнов. Это ни что иное, как семейство близких конструктивно инструментов - корнет-а-пистон, альт, тенор, баритон и бас (туба) Даже названия - ничего не напоминают? Так вот, в этой группе мелодическим инструментом является в большинстве случаев именно корнет, самый высокий инструмент!!!
Группа саксофонов (инструментов, изобретенных Саксом ИМЕННО для военного оркестра) мелодическим является саксофон-альт. Самый высокий в группе. Поскольку используется широко в оркестре именно альт, тенор и баритон.
Группа деревянных духовых - флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Солистами чаще всего являются флейты и гобои - примерно одной высоты, и именно тембр, а не тесситура, является определяющим параметром при выборе, кому поручить тему. Кларнеты либо играют мелодию, если нужен их особый тембр, либо поддерживают мелодические высокие инструменты снизу.
И так далее, и тому подобное.
Таким образом - именно высокие голоса в подавляющем большинстве случаев являются ведущими в духовом оркестре, но каждый - в соей группе. А вот роль групп бывает разной.
Мелодия поручается чаще всего не самый высокой группе оркестра - трубам и корнетам, просто потому, что трубы и корнеты в духовом оркестре есть всегда. Обязаны быть. А деревянные духовые - играют роль украшений, без которых, в принципе, можно обойтись...
Вот и вся загадка...

Parfen 15.04.2011 21:04

Re: Переложения
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar
Солистами чаще всего являются флейты и гобои

Гобои в оркестре бывают очень нечасто, а флейты почти не слышны на фоне меди, например.
Поэтому соло флейтам доверяют очень редко. Как правило, только в унисон (октаву) с кларнетами и другими инструментами - часто в туттийных местах. Зато флейты часто трелят:)
И в группе дерева солистом является первый кларнет, а никак не флейта или гобой.

Цитата:

трубы и корнеты в духовом оркестре есть всегда.
Трубы - далеко не всегда.

Цитата:

Мелодия поручается чаще всего не самый высокой группе оркестра - трубам и корнетам
Соло баса или баритона - типичная для аранжировок вещь. Часто первое проведение мелодии (или её куска) - за высокими инструментами, второе - за басом.

А второе - вы сами же соглашаетесь, что мелодия поручается не самой высокой группе - как раз об этом я и пишу:)

Sopilkar 15.04.2011 21:24

Re: Переложения
 
Цитата:

Сообщение от Parfen (Сообщение 32334)
Трубы - далеко не всегда.

Ладно, можно долго спорить, но зачем? не хватает мне еще напроситься на конкурс духовых оркестров. =))
я говорил о том, что в каждой группе мелодия - у самого высоко инструмента, а самым самым высоким она не поручается просто из-за частого отсутствия этих инструментов в оркестре. Трели и прочие украшения - это, безусловно, МЕЛОДИЯ, просто не главная.
Мелодия у баритонов (и в унисон с ними у саксофонов, фаготов и тромбонов) - явление частое, но это называется контрапунктом, и это именно подголосок, в смысле - "под голосом", как говорилось ранее.
Ну и главное. Именно корнетов сейчас днем с огнем не сыщешь. =))) и именно трубы, инструменты родственного, но другого семейства, сейчас играют все корнетовые партии. Хотя за счет более прямых и вытянутых линий более приспособлены не к мелодиям, а к "фанфарам" и "тушам"...

Parfen 15.04.2011 21:35

Re: Переложения
 
Мелодия у басов-баритонов - явление частое. Именно у баритонов, а не в унисон с ними саксофонов и т.п.
Пример - берём песенку, ну не знаю - в лесу родилась ёлочка, например. Пусть в первом куплете дерево солирует, а альты и ниже - аккомпанемент. А во втором куплете делаем так - басы ведут мелодию, а дерево и альты аккомпанемент.
Звучать будет гораздо лучше, чем если бы оба раза солировали только верха.

Да и без этого, часто бывает, что у низкие инструменты ведут тему, а высокие -подхватывают её только в тутти, в остальное же время - либо аккомпанемент, либо паузы.

Цитата:

Трели и прочие украшения - это, безусловно, МЕЛОДИЯ, просто не главная.
Да ни разу. Их можно убрать, а можно придумать тысячу их других вариантов. Это просто подголоски. Если их сыграть отдельно, то ничего путного не получится.

Sopilkar 15.04.2011 21:47

Re: Переложения
 
Блин... спор все быссмысленее и быссмысленнее... причем я изначально даже и спорить-то не собирался, а просто делился опытом лучших советских военных дирижеров, инструментаторов и композиторов, которым они со мной делились на военно-дирижерском факультете при Московской консерватории. причем по инструментовке я учился весьма и весьма неплохо.
Короче, ладно... как говорил в свое время Злое Сердце - "переболтали".

Parfen 15.04.2011 21:59

Re: Переложения
 
Пошли понты...Ну-ну)
Сопилкарь, вы можете и дальше отрицать басовые соло, и аккомпанемент флейт. И можете дальше ссылаться на опыт самых лучших военных дирижёров, которые с вами делились. Факт тот, что я через неделю пойду на репетицию духового оркестра, где будет всё, о чём я говорил. Удачи!

П.С.: и никогда не слушайте произведения для виолончели, тромбона или саксофонов (особенно с духовым оркестром) - боюсь, они у вас могут вызвать некий когнитивный диссонанс:).

Цитата:

Сообщение от Sopilkar (Сообщение 32274)
Ну что я могу сказать. =)) я этому учился. Правда, весьма давно и не очень старательно.

Цитата:

Сообщение от Sopilkar
делился опытом лучших советских военных дирижеров, инструментаторов и композиторов, которым они со мной делились на военно-дирижерском факультете при Московской консерватории. причем по инструментовке я учился весьма и весьма неплохо.

:-D

Sopilkar 15.04.2011 22:08

Re: Переложения
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar (Сообщение 32298)
Это обязательный раздел любого строевого марша - "соло басов". =))

И это-то отрицаю соло басов? =)))
Увы, вынужден констатировать, что Вы, сударь, спорите не с моими словами, а с тем немногим, что Вы их них поняли..
Самое смешное, что ничего из того, что мне приписывается, я и близко не писал...
Поэтому - идите на репетицию... и как можно внимательнее слушайте, что дирижер будет там говорить. =)))

И не надо передергивать.. про "не очень старательно" - я говорил про полифонию, а "весьма неплохо" - про инструментовку.
К тому же, одно другому не противоречит... Талантливым людям иногда не надо сильно стараться, чтобы достичь результата. =)))

Parfen 15.04.2011 22:29

Re: Переложения
 
Sopilkar, у вас какое-то странное восприятие).

Ладно, поехали:
Цитата:

Кларнеты либо играют мелодию, если нужен их особый тембр, либо поддерживают мелодические высокие инструменты снизу.
Интересно - это кто же их там сверху мелодию вести будет? Флейта что ли или пикколка? Если только в унисон с тем же самым кларнетом - обратно, как раз верхний инструмент поддерживает нижний. Но опять же, голос в этом случае один.
Попробуйте поиграть без первого кларнета, когда мелодия у дерева - ничего хорошего не получится.

Цитата:

Солистами чаще всего являются флейты и гобои
Ну это я уже комментировал...Хотел бы я посмотреть на солирующую флейту в духовом оркестре:)

Цитата:

корнет-а-пистон, альт, тенор, баритон и бас (туба) Даже названия - ничего не напоминают? Так вот, в этой группе мелодическим инструментом является в большинстве случаев именно корнет, самый высокий инструмент!!!
И? В этой группе - чаще всего (исключая те же соло басов) - да. Но у нас есть и другие группы, нет?

Цитата:

я говорил о том, что в каждой группе мелодия - у самого высоко инструмента, а самым самым высоким она не поручается просто из-за частого отсутствия этих инструментов в оркестре.
Шикарное утверждение. Иными словами, только дефицит флейтистов объясняет отсутствие ведущей партии у флейты. И конкурсы духовиков как раз подтверждают это - флейтистов раз два и обчёлся, а вот медников - полно (это сарказм, если что).

И...за меня не беспокойтесь. Дирижёра я слушаю хорошо:) Вот скоро на концерте будем играть пьеску - там такое начало - весь оркестр играет аккорды (флейты вторая третья октавы), а серединка - мелодию. Просто что на ум пришло - я там солирую в проигрыше (с ударными, когда оркестр молчит:)), поэтому запомнил).

Sopilkar 15.04.2011 22:32

Re: Переложения
 
ну я же сказал - переболтали...

Анекдот есть такой...

- возьми вот это и поставь вон туда, понял?
- нет.
- возьми вот эту штуку, отнеси туда и поставь там. Понял?
- нет...
- смотри. Вот это. берешь, несешь туда и ставишь. Вот сюда! Понял?
- Слушай, ты что, совсем тупой???? я же сказал - НЕ ПОНЯЛ!

Я говорил не совсем про то, с чем вы спорите...

Parfen 15.04.2011 23:41

Re: Переложения
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar
Я говорил не совсем про то, с чем вы спорите...

Хорошая идея, на самом деле:) Возьму на заметку - очень удобный приём, я бы даже сказал, универсальный.

Цитата:

Сообщение от Злое Сердце
помогите ответить на самый первый вопрос, пожалуйста.

Ок, дабы не плодить лишние сущности - алгоритм Андрея правилен, плюс одна вещь - если есть партия ф-но, то можно заимствовать линию баса (а иногда и не только) прямо оттуда.

Sol-да-Phon 17.04.2011 00:28

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Вот и мне есть что сказать.
сразу бросается в глаза, что Sopilkar говорит об общих правилах, а Parfen говорит о том, что в оркесте бывает. В оркестре бывает все!

Чтобы не пороть отсебятину, я открыл учебник Петрова "Инструментоведение и Инструментовка".
Вот отсюда можно проверить
http://www.sheetmusic.ru/literature/liter-018.pdf
К сожалению, напрямую оттуда брать текст нельзя, он в PDF. Потому приходиться просто говорить, куда смотреть - страницу и абзац.

Sopilkar прав, когда говорит, что "мелодическим инструментом является в большинстве случаев именно корнет, самый высокий инструмент!!!".
Страница 144 учебника подтверждает эту мысль. Учебник согласен с Sopilkar.
Дальше. Стр.146. Мелодии, недоступные по тесситуре для исполнения на корнете, поручаются деревянным духовым инструментам. И сразу нотный пример - Флейта.
Parfen "Хотел бы я посмотреть на солирующую флейту в духовом оркестре:)" - вот, смотрите!
Дальше. Пример №23. Тут прав Parfen. "Мелодия в среднем регисте поручается баритону или первому тенору". Но и Sopilkar нигде этому не возражает.
Параграф "Октавное удвоение", стр 148. Нас интересует продолжение на странице 149. "В октаву могут соединяться также и два деревянных инструмента, например, кларнет и флейта". (нотный пример 35).
"Кларнеты либо играют мелодию, если нужен их особый тембр, либо поддерживают мелодические высокие инструменты снизу" - Sopilkar опять прав!
Я думаю, не очень нужно продолжать.
Parfen, никто не утверждает, что мелодия в оркестре играется исключительно самыми высокими инструментами. Все согласны, что есть и соло басов. Солистом может быть и валторна, и фагот, и бас-кларнет, и кто угодно. Но это частные случаи, прихоть композитора. А Sopilkar, кажется, учился по тем же учебникам, что и я. И точно излагает основные принципы теории инструментовки.
У меня все.

Sopilkar 17.04.2011 00:34

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Цитата:

Сообщение от Sol-да-Phon (Сообщение 32391)
А Sopilkar, кажется, учился по тем же учебникам, что и я

=0))) Я учился инструментовке у полковника Корнилова!!! Хотя учебники давно забыл, но они точно не были выпущены в Узбекистане. =))

Parfen 17.04.2011 09:29

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Цитата:

Сообщение от Sol-да-Phon
Parfen, никто не утверждает, что мелодия в оркестре играется исключительно самыми высокими инструментами. Все согласны, что есть и соло басов. Солистом может быть и валторна, и фагот, и бас-кларнет, и кто угодно.

Ну-ну. Посмотрите, что вызвало такую реакцию Сопилкаря:

Цитата:

Сообщение от Parfen
Возьмём, например, духовой оркестр. Почти никогда верхние голоса (а точнее как раз подголоски) не является ведущими.

Иными словами, как раз и утверждается, что подголоски могут находится выше основной мелодической партии. А также, что мелодия может быть у среднего, у низкого и вообще у любого голоса.

Иначе я просто не вижу противоречий:

Цитата:

Sopilkar прав, когда говорит, что "мелодическим инструментом является в большинстве случаев именно корнет, самый высокий инструмент!!!".
С эти, если вы читали, я не спорю. При это часто есть партии, которые выше партии корнета, который солирует.

Цитата:

Дальше. Стр.146. Мелодии, недоступные по тесситуре для исполнения на корнете, поручаются деревянным духовым инструментам. И сразу нотный пример - Флейта.
Parfen "Хотел бы я посмотреть на солирующую флейту в духовом оркестре:)" - вот, смотрите!
Эххх, там только одна партия флейты для примера. В партитуре она 100% дублируется кларнетом. Мб даже не в октаву, например, поскольку в нотном примере вполне себе кларнетовый диапазон.
Флейта имеет очень слабый звук - медь её одну (да и десять штук одновременно) просто задавит,и я не верю, что в учебнике по инструментовке об этом ничего не сказано.

Цитата:

Параграф "Октавное удвоение", стр 148. Нас интересует продолжение на странице 149. "В октаву могут соединяться также и два деревянных инструмента, например, кларнет и флейта". (нотный пример 35).
"Кларнеты либо играют мелодию, если нужен их особый тембр, либо поддерживают мелодические высокие инструменты снизу" - Sopilkar опять прав!
В каком месте? Ну господи, сказано об октавном соединении, и об этом я писал. Только ведущим инструментов является не флейта или гобой, как писал Сопилкарь, а именно кларнет - уберите его (кларнет, а не Сопилкаря), и всё развалится.

Цитата:

Учебник согласен с Sopilkar.
Ну конечно, а ещё наверное он согласен с ним в том, что

Цитата:

Сообщение от Sopilkar
Группа саксофонов (инструментов, изобретенных Саксом ИМЕННО для военного оркестра)

и прочими утверждениями, с которыми я не спорю.

Andrey 17.04.2011 09:45

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Хоть у вас и слишком ядовитая манера спора, даже она заставляет заинтересоваться вопросом, хоть и поверхностно... Никогда почему то не задумывался когда и зачем был изобретен саксофон..... а ведь действительно:
"21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. За год до того саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными (саксгорнами и саксотрубами) были введены во французские военные оркестры для замены гобоев, фаготов и валторн."
"В 1857—1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона (в частности, постоянное сотрудничество связывало Сакса с его другом юности Жаном-Батистом Синжеле, регулярно писавшим Саксу конкурсные пьесы для экзаменов). Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя."

Parfen 17.04.2011 09:50

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Ну вот, я ж говорил, теперь в этом вопросе Сопилкарь прав, а Пафён, который с ним конечно же спорил о происхождении саксофона - нет:)

Кстати, про саксы там правда очень интересная история - как его принимали, прежде всего в том же Париже, даже судебные иски были. Но это слегка оффтоп)

Sopilkar 17.04.2011 13:44

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Вот жеш... ему "брито", а он "нет, стрижено"!
Вы разницу в интонации отличаете? между "почти никогда не бывают" и "мелодия может быть"?
четко же сказано - "в оркестре может быть все". потому что оркестр дает возможность решить совершенно различные художественные задачи, и у композитора могут совершенно различные задумки и мысли. Конечно, само собой разумеется, и ежу ясно, что ИНОГДА СЛУЧАЕТСЯ, что солирует третий тромбон, а аккомпанируют колокольчики.
Естественно, бывает, и достаточно часто, что ПОДголосок оказывается НАД мелодическим голосом, и это нормально. Нормально, но не типично!!!
А самая распространенная ситуация в гомофонно-гармоническом складе, в котором написано 99% произведений для Духового оркестра, это
1. Мелодия,
2. Аккомпанемент,
3. Бас.

Цитата:

"Флейта имеет очень слабый звук - медь её одну (да и десять штук одновременно) просто задавит,и я не верю, что в учебнике по инструментовке об этом ничего не сказано. "
Что за чушь????

<удалено два абзаца - Elga.>

Elga 17.04.2011 13:54

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
Цитата:

Сообщение от Sopilkar (Сообщение 32403)
Что за чушь???? Вы что-то, кроме тутти, в своей жизни слышали?

Модераторское:
Процитированное называется "переход на личности". Дальнейшее - тоже.

Sopilkar, я стираю из Вашего поста некорректные абзацы. В следующий раз удалю пост и закрою ветку.

Sopilkar 17.04.2011 14:12

Re: Распределение ролей в духовом оркестре
 
<удалено - Elga.
Причина: обсуждение действий модератора.>


Текущее время: 16:30. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot