www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры.

www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. (http://blf.ru/forum/index.php)
-   Теория музыки (http://blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=15)
-   -   Длительность нот (http://blf.ru/forum/showthread.php?t=306)

KarpEn 12.11.2006 21:06

Длительность нот
 
Народ, помогите мне научиться. Проблема моя в том, что я не могу сыграть мелодию, которую до этого не слышал - не выходит у меня нужный ритм. Можно, конечно, записать ноты в редактор, послушать и сыграть, я так и делал все время, но ведь это не метод. Про длительности нот, разумеется, знаю, но мне это не помогает. Нужно считать что ли про себя, или метроном поставить? Включал в редакторе метроном - тоже что-то не помогает, не знаю, как мне к этим щелчкам приноравливаться. Может, есть какая-то методика обучения?

Jumping Cat 13.11.2006 00:02

Можно ногой отбивать, на четверть один удар, но восьмушку удар или движение вверх. Только надо очень медленно начинать. и потом получается очень легко

metrion 13.11.2006 01:05

чисто привычка, это как читать. нада выучить основные виды ритмического рисунка для всех размеров и тода по идее видя знакомый рисунок сразу будеш понимать как жто играть. например для 2/4 характерны:

1/2
1/4 + 1/4
1/4 + 1/8 + 1/8
1/8 + 1/4 + 1/8
1/8 + 1/8 + 1/4
1/4. + 1/8
1/8 + 1/4.
1/4 + 1/8. + 1/16
1/4 + 1/16 + 1/8.
1/16 + 1/8. + 1/4
1/8. + 1/16 + 1/4
...

чем больше таких ритмов запомниш, например играя в них гаммы, тем легче потом будет читать с листа без расчетов.

Louigi Verona 13.11.2006 13:36

Метод один - начинать очень медленно. Начинать с простейших мелодий, где повторяется несоколько четвёртых нот, потом появляются восьмые. В общем, первые страницы любого муз учебника.
И не спешить! Спокойно, не боясь потратить на это время. Практика сделает своё дело. В целом, беглое чтение с листа - навык непростой даже для неновичка.

Smalex 13.11.2006 14:14

Может быть глупость сейчас скажу, но все-таки скажу...
Я так понял, что ритмический рисунок мелодии определяют ноты не более чем 2х разновидностей по длительности ... допустим четверти и восьмые ... таких ноток в тексте встречается больше всего. Ну и играй просто четверти как "условно длинные", а восьмые как "условно короткие"...
Все остальное - более длинное (это и играть, и считать проще) и более короткое встречается реже и служит для украшения :-).. с этим можно разобраться позже, когда ритмический рисунок уже ясен...

Дилетантизьм, конечно... но мне такой подход обычно помогает разобраться с мелодией, которую я раньше не слышал :-)

Elga 13.11.2006 14:35

Цитата:

Сообщение от Smalex
Ну и играй просто четверти как "условно длинные", а восьмые как "условно короткие"...
Все остальное - более длинное (это и играть, и считать проще) и более короткое встречается реже и служит для украшения :-).. с этим можно разобраться позже, когда ритмический рисунок уже ясен...

Нет, Smalex, так нельзя: незнакомую мелодию ты так не прочтешь. Соотношение длительностей друг к другу надо осознавать очень четко.
И отнюдь не всегда рисунок определяется нотами "двух разновидностей". Отнюдь не всегда.

В каждом самоучителе, в каждом пособии по муз. грамоте, в учебниках сольфеджио для подготовительного-первого класса ДМШ есть схема соотношения длительностей в виде "древа": от целой ноты "ответвляются" две половинки, от каждой половинки по две четверти, от каждой четверти по две восьмые, и т.д. Вот эту схему надо иметь ввиду всегда. Строго: не "условно длинные - условно короткие", а четверть ровно вдвое длиннее, чем восьмая. На восьмую один хлопок, на четверть, значит, два. На четверть с точкой - три. И прохлопывать или простукивать так нотные примеры, т.е. не играть ноты, а только простукивать ритмический рисунок. Ритм должен быть ясен раньше, чем начнешь играть, иначе и не сыграешь без спотыканий.

Smalex 13.11.2006 15:39

Цитата:

Сообщение от Elga
... И прохлопывать или простукивать так нотные примеры, т.е. не играть ноты, а только простукивать ритмический рисунок. Ритм должен быть ясен раньше, чем начнешь играть, иначе и не сыграешь без спотыканий.

Я ж сразу сказал, что это "личный" ход не претендующий на правильность... :-)
А отхлопываю ритм я почти всегда... только мне это плохо помогает, так как когда я начинаю потом играть, то все равно сбиваюсь... Опять же ведь есть такая "пакость" как триоли ;-) которые налапопам не делятся с половинками, четвертушками и восьмыми...

Petr 13.11.2006 16:39

Цитата:

Сообщение от metrion
чисто привычка, это как читать. нада выучить основные виды ритмического рисунка для всех размеров и тода по идее видя знакомый рисунок сразу будеш понимать как жто играть. например для 2/4 характерны:

1/2
................
1/8. + 1/16 + 1/4
...

чем больше таких ритмов запомниш, например играя в них гаммы, тем легче потом будет читать с листа без расчетов.

:applodis:

Спасибо, у меня похоже такой же механизм разучивания ритмического рисунка.

Elga 13.11.2006 17:36

Цитата:

Сообщение от Smalex
Опять же ведь есть такая "пакость" как триоли ;-) которые налапопам не делятся с половинками, четвертушками и восьмыми...

Пели мы однажды хором современную музыку. Очень современную: ни тональности не поймешь, ни размера. И триоли там появлялись безо всякой ощутимой системы вперемешку с "нормальными" длительностями. Для любительского хора, в котором не все хористы ноты знают, это было сущее наказанье, пока умница-хормейстер не придумала подписать под каждой нотой ее счет, как в песнях слова под нотами подписывают. Получились такие "слова":
раз-и-два-и, три-и, четыре-и, раз-и, два, и-три-и, четыре-и,
и т.д.
Мне особенно понравилось, как она просчитывала триоли (это для очень многих любителей проблема, даже выпускники ДМШ на триолях часто сбиваются). Например, такт
четверть - триоль из 3 восьмых - четверть -триоль
"звучал" так:
раз-и, раз-два-три, раз-и, раз-два-три.
Слог "раз" упадает равномерно, остальное - как впишется. И вписывалось идеально, и сразу всем все стало понятно, включая музыкально неграмотных. Но объяснять неудобно, это бы пропеть один раз...

В общем, не надо пытаться "размазать" триоль на традиционный счет "раз-и", надо просто просчитать его "раз-два-три", уложив все три нотки в одну четверть (или не в четверть - смотря какой триоль). Тогда все очень просто.

Petr 13.11.2006 20:09

Цитата:

Сообщение от Smalex
Ну и играй просто четверти как "условно длинные", а восьмые как "условно короткие"...

Это тоже работает. Всетаки есть какая-то зависимость между высотой и её длительностью. Эту зависимость можно "вычуствовать".
Проверено на детских песнях стран Латинской Америки.

Соболь 13.11.2006 21:25

---

metrion 13.11.2006 22:40

с триолями у меня пока пока что проблемма, с читкой... но думаю это пройдет. а с игрой по услышаному без проблемм, я тока через год узнал что у прекрасного далеко триоли в тексте, кода этот самый текст увидел.

KarpEn 14.11.2006 10:30

А как насчет темпа? Я еще в детстве офигевал, когда ни о какой музыке не помышлял, видя надписи "умеренно", "неспешно", "оживленно", "подвижно". И как же это понять? Это препод должен показать, и запоминаешь?

Smalex 14.11.2006 11:20

Цитата:

Сообщение от Elga
...Пели мы однажды хором современную музыку. Очень современную: ни тональности не поймешь, ни размера...

Небось любимую на "форумклассика.ру" Софию Губайдулину.... ну-ну.

Чем больше слушаю современную (вот такую вот... очень современную) музыку, тем больше люблю барокко :-)

А триоли я тоже так считаю... раз и, раз-два-три, три и ... :-)

Elga 14.11.2006 12:09

Цитата:

Сообщение от Smalex
Небось любимую на "форумклассика.ру" Софию Губайдулину....

Не :) Марину Шмотову.

Petr 20.11.2006 15:47

Цитата:

Сообщение от KarpEn
А как насчет темпа? Я еще в детстве офигевал, когда ни о какой музыке не помышлял, видя надписи "умеренно", "неспешно", "оживленно", "подвижно". И как же это понять? Это препод должен показать, и запоминаешь?

Ноты придумывались во времена, когда отсутствовали средства измерения времени меньше минуты (не говоря о секундах). Про МИДИ вообще не слышали.

К нотам надо относится как к рецепту. ( "По вкусу", "Поджаривать до появления золотистого цвета". и т. д.). В кулинарии, когда появились секундомеры, возникли новые технологии.
Картофель, стал жарится по времени- определенное количество секунд.

А музыка, предназначенная для живого исполнения, имела свою вариативность. Для южной публики темп чуть увиличивался, для северной - замедлялся.

Вариативность не только по времени исполнения. По тембру инструмента. По громкости. По гармонизации.

Блокфлейту можно заменять флейтой пана, флейтой, баяном, аккордеоном, имеющимися в наличии струнными, и вообще любыми.

И ощущение времени и темпа также подвержена тренировке.
В расказах мультипликаторов бывает их описание чуства времени - они по заказу могут создавать сюжеты определенной длительности - 5, 6, 11, 27 секуднд.

Поэтому
Цитата:

Сообщение от KarpEn
Это препод должен показать, и запоминаешь?

Да, так дело и обстоит. Показывает дирежер, руководитель группы. Музыканты сами вырабатыват темп. Иногда прямо во время исполнения.

В общем указание темпа в музыке - имеет право на жизнь и понятна музыкантам.

А в, появившемся 25 лет назад МИДИ, уже имеет точное значение.

Сережа 13.02.2010 11:37

Re: Длительность нот
 
А сколько по длительности целая нота? Я вот не понимаю, везде написано, что ее нет и все относительно. А как тогда играть произведения, которые допустим никогда и не слышал? Как узнать вообще в каком темпе оно должно играться?

Я конечно не композитор, но мне кажеться, что когда он сочиняет произведение, он же представляет, что то определенное? А в итоге выходит, что каждый играет, как захочет, просто следит за соотношением нот, поулчается же не совсем то, что хотел написать композитор. Разве нет?

Анатолий 13.02.2010 11:56

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от Сережа (Сообщение 21450)
А сколько по длительности целая нота? Я вот не понимаю, везде написано, что ее нет и все относительно.

Как это нет? Целая нота длится четыре счета. Раз-два-три-четыре. Другой вопрос, как быстро считать. Зависит от характера произведения. Обычно указанием темпа является итальянское слово, например, Largo, Presto, Moderato. Иногда темп легко подбирается по характеру произведения, марш, вальс, полька и т.д. Иногда темп указывается специальным обозначением, которое представляет собой изображение четвертной ноты, знака равенства и числа шагов (ударов метронома) в минуту.

Сережа 13.02.2010 12:07

Re: Длительность нот
 
Хм. А вот у этих итальянских слов Largo, Presto, Moderato есть темп выраженный в числах? Там половина секунды или что нибудь в этом духе. Просто неужели композиторы просто так доверялись на вкус исполнителя? Все таки у каждого биологические часы разные...

Анатолий 13.02.2010 12:23

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от Сережа (Сообщение 21452)
А вот у этих итальянских слов Largo, Presto, Moderato есть темп выраженный в числах?

Конечно есть. Темп_(музыка)

Wild Falcon 13.02.2010 12:24

Re: Длительность нот
 
Сережа, Точных выражений нет, есть только примерные соответствия (в диапазоне +- 20-25 долей в минуту). Внутри этих диапазонов (а в редких случаях и за их пределами) исполнитель волен выбирать сам.

Сережа 13.02.2010 12:33

Re: Длительность нот
 
Оооо спасибо вам! Кажется в голове, что то стало прояснятся!

Анатолий 13.02.2010 12:48

Re: Длительность нот
 
Вот тут метроном, который можно скачать.
http://www.metronomid.ru - ссылка на он-лайн метроном.

Сережа 13.02.2010 18:24

Re: Длительность нот
 
А вы когда играете считаете? Если да то как? Ногой отбиваете?

helgi 14.02.2010 11:14

Re: Длительность нот
 
Сольные произведения играю интуитивно условно длинные - условно короткие ритм понимаю сразу, но вот сложные места отбиваю ногой и с аккомпанементом отбиваю сначала ногой для точности.

Laari Kyonna 16.02.2010 20:40

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от helgi (Сообщение 21480)
Сольные произведения играю интуитивно условно длинные - условно короткие ритм понимаю сразу, но вот сложные места отбиваю ногой и с аккомпанементом отбиваю сначала ногой для точности.

Можно поинтересоваться как долго Вы играете??? Я вот с ходу играть не могу, мне нужно послушать фанеру, почувствовать ритм, поиграть под "фанеру", а уже после я играю под метрономом...

helgi 17.02.2010 08:28

Re: Длительность нот
 
Играю примерно года 2. Люблю сначала послушать произведение в записи и запомнить ритмические рисунки. Фонеру сейчас активно себе изготавливаю :) (уже есть соната Баха, Кванца и триосоната).

Заметил у современных исполнителей сольного флейтового репертуара (например Босграаф, Вербругген, Альдо Бова...) особенность: ритм для них на самом последнем месте. Метрономом, похоже они никогда не пользовались. Все усилия направлены на интонацию оттенки и т п. Вот они, например, шестнадцатые очень быстро пробегают или первую вытянут подольше, а остальные как 64-ые пробегают:). Четвертные тянут по длиннее или очень коротким стакатто (чтобы эхо помещения услышать), замедляются где хотят... вообще полный бардак, но слушать интересно.

Laari Kyonna 17.02.2010 19:56

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от helgi (Сообщение 21570)
Играю примерно года 2. Люблю сначала послушать произведение в записи и запомнить ритмические рисунки. Фонеру сейчас активно себе изготавливаю :) (уже есть соната Баха, Кванца и триосоната).

Заметил у современных исполнителей сольного флейтового репертуара (например Босграаф, Вербругген, Альдо Бова...) особенность: ритм для них на самом последнем месте. Метрономом, похоже они никогда не пользовались. Все усилия направлены на интонацию оттенки и т п. Вот они, например, шестнадцатые очень быстро пробегают или первую вытянут подольше, а остальные как 64-ые пробегают:). Четвертные тянут по длиннее или очень коротким стакатто (чтобы эхо помещения услышать), замедляются где хотят... вообще полный бардак, но слушать интересно.

Два года))) А я еще так чайник со свистком! Играю около 8 месяцев про метроном согласен с вашим высказыванием, и такие длиные сольные партии я тоже не играю:user: не могу:user::user: да и не музыкант я. Так начал заниматься потому что интересно и получаться стало/// недавно играл Менуэт Баха все таки классика это красиво/ Но Фолк интересней:-D

helgi 17.02.2010 20:17

Re: Длительность нот
 
Если играете на сопрано, то надо обязательно ван Эйка поиграть (его нот тут полно). Пьесы построены очень грамотно: тема, вариация, вариация по сложнее... Сложные вариации на ранних этапах можно не играть:)) Когда разобрал несколько пьес этого ван Эйка, то играть стал значительно увереннее.
Бах - это похоже неисчерпаемый источник репертуара для бф... Начненте с менуэтов а потом... виолончельные сюиты хорошо звучат на бф:))
Думаю фолк - это 50% репертуара для блочки :)) Фолк позволяет свободно импровизировать в простых тоннальнотях... фолк это свобода для музыканта:)

Laari Kyonna 18.02.2010 05:16

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от helgi (Сообщение 21593)
Если играете на сопрано, то надо обязательно ван Эйка поиграть (его нот тут полно). Пьесы построены очень грамотно: тема, вариация, вариация по сложнее... Сложные вариации на ранних этапах можно не играть:)) Когда разобрал несколько пьес этого ван Эйка, то играть стал значительно увереннее.
Бах - это похоже неисчерпаемый источник репертуара для бф... Начненте с менуэтов а потом... виолончельные сюиты хорошо звучат на бф:))
Думаю фолк - это 50% репертуара для блочки :)) Фолк позволяет свободно импровизировать в простых тоннальнотях... фолк это свобода для музыканта:)

Да, у меня сопраночка и совсем недавно приобрил себе Тин Вистл))) И вряд ли я смогу играть такие большие произведения! Хотя, нет не буду ничего говорить. А только от души поблагодарю Вас от души:applodis:

Анатолий 18.02.2010 13:41

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от Сережа (Сообщение 21467)
А вы когда играете считаете? Если да то как? Ногой отбиваете?

Да ногой. Это нормально.

Алена 06.03.2010 14:34

Re: Длительность нот
 
ну нас муз школе так учили, допустим считаем 1 удар ногой=1/4, следовательно в 1/4 две 1/8, значит за 1 удар ногой играем две одинаковой длины 1/8-ые, 1/2-это две 1/4, значит считаем 1/2 как два удара ногой, тот же принцип если ты считаешь за 1 удар 1/8-ю ,соответственно, 2 удара=1/4-ой, две 1/16=1 удару ногой. С треолями тоже не сложно, в один удар умещаем три ноты, можно считать, например: раз-два-три, раз-два-три, акцент делаем на первую ноту, получается вальсовый рисунок так сказать
можно тренироваться на музыке, когда кто-то играет отбиваешь ритм, у меня вот сейчас такая дурацкая привычка, как только музыку слышу, ну или поет кто-то начинаю ритм ногой отбивать, друзей это дико бесит

Анатолий 07.03.2010 02:07

Re: Длительность нот
 
Цитата:

Сообщение от Алена (Сообщение 22099)
можно тренироваться на музыке, когда кто-то играет отбиваешь ритм, у меня вот сейчас такая дурацкая привычка, как только музыку слышу, ну или поет кто-то начинаю ритм ногой отбивать, друзей это дико бесит

У меня очень много знакомых музыкантов, они все так делают.
Ни кого не бесит. А кто так не делает, то странный :-D.


Текущее время: 00:26. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot