Кавал
У меня вопрос по кавалу: в чём отличие звучания кавала обычного (без свистка), и свисткового? Некоторые болгарские мастера делают так-называемый "кавал-дудук": 7 игровых отверстий, одно для большого пальца, а также неигровые отверстия. В отличие от стандартного кавала, такой кавал-дудук снабжён свистком.
Интересно, есть ли разница в звучании? ( Я видела в сети кавалы со свистком и 6 игровыми отверстиями; это скорее low whistle). |
Re: Кавал
|
Re: Кавал
Цитата:
|
Re: Кавал
Я делаю кавалы, македонский в том числе. Из ясеня, по традиционной технологии.
Отличия есть: на диагональных нужно звукоизвлечение осваивать. Вплоть до "каба". Рекомендую перед покупкой инструмента научиться извлекать звук. Чтобы не получилось так, что вы купите дорогостоящий кавал (а все кавалы - не дёшевы), а после, разочаровавшись, будете спешно продавать его. |
Re: Кавал
Цитата:
|
Re: Кавал
Komuso, Да на простой трубке. "Заострить" торец. Можно пару дырок пробить без соблюдения каого-то строя. Работы - на 15 минут.
|
Re: Кавал
Из полдюймовой трубки (пластик, алюминий и пр.) вырезать кусок см 60, заострить край под 45 градусов, - и получится тилинка без свистка. Учиться на ней. Когда появится звук - укоротить до какой-нибудь ближайшей ноты. Таким образом - "догнать двух зайцев": и звукоизвлечение освоить и к тилинке приобщиться. :)
|
Re: Кавал
Цитата:
Хорошо бы выставить хотя бы размеры трубки... а то получается типа "пока плавать не научишься, в воду не лезь!" ;-) |
Re: Кавал
Цитата:
|
Re: Кавал
А какие "горизонты" откроются: и нэй, и кавалы, и шупелка, и флояра, и цафара, и блул - будет выбор, что купить.
|
Re: Кавал
Прямой, насколько мне известно. У румынского бывает раструб на конце, типа расходится конус. Попадалась инфа, что в болгарских какие-то "конусы" присутствуют, но это, скорее всего, из-за неверного перевода болгарских описаний. Они там пишут, что конусность есть на "втулках" и "муфтах" в местах соединений.
|
Re: Кавал
horo.bg/index.php?menunode=62&show=material&materialid=266
|
Re: Кавал
Нашла-таки одного мастера из Болгарии: он делает кавалы со сменной "насадкой" - свистком. Пока можно разобраться с аппликатурой, привыкнуть, а потом перейти на настоящий кавал. Что обнадеживает: даже в случае неудачи с "настоящим" кавалом, всё-же будет инструмент кавал-дудук, можно будет играть на "свистковой версии". Как получу, поделюсь опытом.
|
Re: Кавал
Да, есть такие кавалы. Верхняя часть в двух исполнениях: со свистком и без.
А аппликатура там... по-моему там и разбираться-то не в чем. Всё предельно просто. |
Re: Кавал
На сопилке хроматической можно сыграть всё, что и на таком свистковом болгарине.
Даже больше. В этом смысле диагональная хроматическая сопилка - наикрутейшая вещь, получается. Правда, на кавале есть т.н. "сечене", но его, думаю, на сопилке тоже получится применяТь. |
Re: Кавал
Цитата:
|
Re: Кавал
В принципе, конечно, по большому счёту, создателю инструмента виднее, как правильно называть новый инструмент.
Я вижу хроматическую сопилку без свистка или кавал с сопилочной аппликатурой. Автор, судя по всему, видит хроматическую флояру. У каждого своё видение. :) |
Re: Кавал
Вообще, если подойти к вопросу честно: такое название - результат личного взгляда изобретателя на моменты собственного опыта, подтолкнувшие его к созданию нового инструмента.
Само название: "украинская флояра" - говорит о "новизне" инструмента. Если называть его именно так, то всё становится на свои места, в некотором смысле. "Украинскость" обусловлена присутствием аппликатуры украинской хроматической сопилки, "флоярскость" - способом извлечения звука. Но называть просто "флояра"... у меня (сугубо лично) язык не поворачивается. Ну, не могу я себе такого позволить! ;) |
Re: Кавал
Цитата:
Во всех системах классификации духовых основным критерием идет принцип звукообразования/звукоизвлечения. А аппликатура - дело десятое. Сделает сопилкострогатель сопилку с 6 дырками - назовет диатонической сопилкой, а не писталкой. Сделает висломэйкер тинвисл с аппликатурой Деминчука - назовет его хроматическим вислом, а не сопилкой. И оба будут правы. Это все свистковые флейты. Сопилок по строю - несколько штук, по регионам. Если же присобачить к диагональной флейте аппликатуру Деминчука, то можно назвать её хоть хроматической флоярой, хоть хроматическим кавалом, хоть хроматическим неем. Просто у украинцев длинная диагональная флейта называется флоярой:
|
Re: Кавал
Ну, если гуцулов учитывать как "просто украинцев", тогда можно сказать, что флоярой называется длинная диагоналка у украинцев.
Те же самые гуцулы называют сопилкой фрилку, например. В Уторопах, в частности. Следовательно, на Украине существуют диагонаные сопилки. Значит, название диагональная сопилка, вполне оправдано. А если строй у этой сопилки сделать хроматическим, то называться она будет диагональной хроматической сопилкой. По-моему, так. :) Есть даже издание такое "Сопилкови импровизацийи Мыколы Павлюка". На стр.4 описаны диагональные сопилки на которых играют в Уторопах. Там есть и про сопилку и про "довгу сопилку". И ту, и другую называют сопилкой, и та и другая имеют 6 отверстий, обе - диагональные, обе - открытые. |
Re: Кавал
Слово флояра в ходу только в диалектах Карпат. Покажите флояру (кавал, нэй, блул, шупелку и пр.) жителю центральной Украины и спросите: "что это?" - он скажет: "якась сопiлка". А слово "флояра" он и слыхать не слыхивал.
|
Re: Кавал
Сергей, ну так называй не флоярой, а кавалом, неем. Раз гуцулы не "просто" украинцы, а "сложно". Да хоть "флейтой анасази". Или просто "диагональной флейтой". А Куренной делает флояры не только хроматические, но диатонические:
Цитата:
Я когда-то пытался выделить факторы классификации, получилось вот что: Вообще, меня уже давно гложет мысль собрать всех сопилкотворителей украинских, да устроить "заседание", на котором выработается единая терминология. И меня не одного. Вон, Виталий Янов в последнее время одолеваем такими же стремлениями. А то уже задолбала сумятица и непоследовательность. Но не подумай, что в плане названий. Ты любому сопилкоделателю скажешь "Сделай мне хроматическую флояру" - он сделает то, что ты видел в описании. И словосочетание "диагональная флейта" для них непонятно. Хотелось бы терминологию в плане самой сопилки "утвердить". |
Re: Кавал
Убедил! :)
Согласен: это - флояра. |
Re: Кавал
Румынский кавал: как раз тот самый, свистковый. И только 5 пальцевых отверстий...
|
Re: Кавал
Бывает ещё с 6-ю, молдавский.
|
Re: Кавал
Цитата:
У нас c Сергеем давеча разговор был о буравах для сверления каналов в ясеневых стволиках при изготовлении македонских кавалов. Перевелись, дескать, кузнецы которые могут такие свёрла сделать: Мне тут довелось побыть подмастерьем в кузнице и хочу сказать, что при желании можно и самому такие сковать. Вот советский бурав, вид с четырёх сторон: Расковать часть прутка в полосу, заточить и закрутить, а вместо резьбы сделать завиток заканчивающийся остриём. Потом закалка, отпуск и окончательная заточка. Импровизированную кузню можно где угодно организовать, хоть в лесу: |
Re: Кавал
Кузнецы что угодно могут сделать. У меня есть такие, только метровой длины, диаметр 19 и 16. Другое дело, что изделие - "не ходовое", так сказать. ;(
Да и сами кавалы македонские (как и другие длинные монолитные дудки) особым спросом не пользуются, к сожалению. Фуяра, разве что... А изготовить македонца - очень даже непросто: одно сведение стенки к 1 - 1.5 мм - занятие кропотливое. |
Re: Кавал
Мне вот интересно как турки свои кавалы сверлят, они ведь тоже монолитные. Я сверлю игровой канал коловоротом с опалубочным сверлом в бруске 50х50х300 и сверло выходит близко к центру, но не знаю насколько это возможно в заготовке 50х50х800, например.
|
Re: Кавал
Возможно вполне. Я умудрился однажды высверлить диаметр 20 в бруске 30х30х780. С третьей попытки получилось. Правда, сверлил перфоратором. Сделал себе молдавский в "ля", в итоге.
Теперь обзавёлся ясеневым брусом 50х50 мм - потому что жалко стало времени, усилий и древесины. :) Болгарский я тоже делал, из сливы, 16.5 мм в "ре". Пробовал, так сказать. Получилось нормально: мундштук из эбонита, муфты и наконечник - обсажены эбонитом. Теперь планирую сделать из ядра акации, цвета хаки, твердый, как кость. Жду, пока высохнут хорошенько поленья. Мундштук, скорее всего, сделаю съёмный, как на турецком. У меня есть настоящий (из Турции) турецкий из сливы. Пахнет - просто чудесно. Сделан на станке, канал мм 18 примерно (не замерял). Внутри канал довольно гладкий, отшлифован вручную, продольными движениями (видно следы). Мундштук съёмный из эбонита, конец - обсажен эбонитом (не снимается). Под мундштук подложена тонкая бумага. От дыхания древесина набухает - и мундштук сидит "мёртво", пока не высохнет. Когда высохнет - снова становится съёмным. |
Re: Кавал
Вот, такой у меня турецкий есть. Подарил один хороший знакомый хлопец.
|
Re: Кавал
У меня тоже акация сохнет, из под Чернигова знакомые полгода назад привезли бревно. Получается, канал у турецкого имеет стабильный диаметр по всей длине, без всяких конусов?
|
Re: Кавал
Без конусов. Одного диаметра по всей длине.
Черниговская акация тоже зеленоватая внутри? Наша, местная - зеленовато-коричневая. Красивая после обработки... с такими прожилочками специфическими. |
Re: Кавал
Да, у неё заболони мало, а ядро именно коричневое с зеленцой, с хорошо различимыми годовыми кольцами. А вот там где написано про конусность соединений на болгарском кавале не говорится для чего это нужно?
|
Re: Кавал
Для чего - не написано. Из каких-то своих практических соображений делают, наверное. Я делал без станка, "на глаз" и, - у меня тоже все "папа" получились слегка конусными, а "мама" - ровные цилиндры. Так легче "вставлять". :) Уплотнял я не нитками, а самой обыкновенной белой лентой, которой "пакуют" сантехнические краны и прочие фитинги.
Марат, ты свой болгарский маслом мажешь? Или пропитал чем-то? Я свой мазал маслом и мне это дело не очень понравилось. :( Следующий буду восковой ваксой затирать снаружи и изнутри. Полирну суконным шомполом - и канал будет гладеньким, как стекло. |
Re: Кавал
Я на самодельном станке делал. Не знаю как его по-русски обозвать, по-английски называется Pole lathe или Spring lathe. Раньше деревяшки льнянкой покрывал, но больше этого не делаю. Кавал покрыл изнутри и снаружи двумя слоями тунгового масла от Rustin’s. Оно полимеризующееся и без всякой химии.
|
Re: Кавал
Болгары мажут оливковым плюс яблочный уксус. А македонцы - те вообще: бараньим салом. Представляю, как это сало смердит, когда со временем прогоркнет и постареет. :)
|
Re: Кавал
Как по мне, так лучше дудки водкой заправлять как гуцулы, чем вкушать ароматы уксуса и бараньего жира. Я в том числе и поэтому перестал льнянку использовать. Пока она свежая в бутылочке - всё нормально. Запах есть, но не сильный, а вот недельки через три совсем другой разговор... И это только льнянка, а липкая вонючая флейта, благоухающая бывшим вожаком соседской овечьей отары - это для человека совсем уж спокойно относящегося к внешним раздражителям)
|
Re: Кавал
В общем, случилась у меня радость! =)))
В результате БЛФ-концерта в мох руках оказался КАВАЛ. =) Спасибо хорошему человеку!!! =))) Учусь, пробую... ну и конечно, нуждаюсь в совете. Выкладываю фотки - посмотрите внимательно, потом дам минуту на обсуждение. =))) А теперь внимание, вопрос!!! а что за шерсть там внутри? и как ее брить? |
Re: Кавал
Если точнее, то не кавал, а армянский блул. Предположу, что шерсть эта там наклеена для герметизации разборного соединения. А может быть просто зацепился за дерево кусочек во время обработки канала.
|
Re: Кавал
БЛУЛ????????????
Вот, блин.... :user: Я-то думал, что я теперь КАВАЛер... а я теперь даже сказать не знаю, кто... =0( Ну и ладно! =))) все равно инструмент замечательный. =))) БСЭ... Блул — армяно курдский дух. инструмент. Разновидность продольной открытой флейты сринг. Блин... Блул - разновидность СРИНГ... Можно, я буду думать, что это КАВАЛ??? |
Текущее время: 16:45. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot