![]() |
А как вы учились играть по нотам?
Подскажите, как быстро научиться играть по нотам?
Я пока играю по аппликатурам, по нотам не получается, а очень хотелось бы)) Может есть какие-нибудь специальные упражнения? |
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
Если о практическом навыке, то могу сказать как самоучка со стажем: "Как быстро научиться" - это неправильный подход в принципе. В любом обучении помогает жадность: "Хочу все знать, хочу все уметь, горы сворочу, ну-ка подайте сюда горы!!!" Вот такие учатся быстро, потому что на работу набрасываются, как дикие звери, не спрашивая, много еще будет работы или не очень. А вопрос "как бы побыстрее?..." чаще всего означает, что человек ищет способ большой работы избежать. Увы, в музыке, чтобы научиться чему-нибудь быстрее, надо заниматься больше. (Или качественнее, но качественность занятий предполагает бОльшие трудозатраты, так что это тоже не способ увильнуть от работы.) Если пытаешься играть по нотам два раза в неделю по 10 минут, это может затянуться на годы и кончиться ничем. Если по 15 минут ежедневно - уже есть надежда, что научишься. Если по часу в день и больше - не очень удивлюсь, если справишься за месяц, даже если начальный уровень был близок к нулю. А упражнения... Предполагаю все-таки слабое знакомство с нотной грамотой. Берешь любой нотный сборник. И вслух (обязательно!) проговариваешь любую строчку в скрипичном ключе, называя ноты. Когда перестанешь задумываться, как какая нота называется, усложни задачу: читай с соблюдением ритма. Такое "чтение с листа" может занимать 5-10 минут за один подход, а если делать один пятиминутный подход утром и один вечером - вообще замечательно. Вот, пять минут мы, значит, вспоминали, кто такие ноты и как их зовут, а остальные 55 - играем на блокфлейте. По нотам. При необходимости сверяясь с таблицей. На аппликатуры, подрисованные под нотной строчкой - мораторий, которые есть - заклеить, новые не рисовать. И у тебя просто не останется другого выхода, кроме как научиться. P.S. Подход несколько брутальный, педагоги так с начинающими не обращаются. Но у самоучки очень мало шансов чему-нибудь научиться, если он будет проявлять к себе гуманность. |
Хм, а еще можно так- взять прочитать учебник игры на блокфлейте))) И так, по моему, этот процесс приятней будет... вот у любимого Монкемайера, открываешь, видешь первый урок- нарисованы две ноты и аппликатуры каждой из них, и упражнения состоящие из этих двух нот, сначала просто целыми нотами, потом четвертями, а потом уже смесь- четвертями и шестнадцатыми (ну это я усредненно говорю :roll: ) вот, следующий урок- еще одна нота, и упражнения- те, первые две ноты и эта, и так дальше и дальше, сначала играй просто первые упражнения из каждого урока, чтобы просто закрепить для себя аппликатуру нот, чтобы не лазить по таблице :)
Это первая стадия- ты видишь нарисованную ноту, и пальчики сами закрывают нужные отверстия,так надо разучить диатоническую гамму, то есть чистые ноты, всякие хитрые диезы и бемоли пока не нужны наверное..ну или самые используемые например си-бемоль надо (вот сам я бемоли стал учить позже, и горько поплатился- мне очень трудно играть в тональностях даже с двумя знаками...автоматом играю, как буд-то знаков нет......эх..) Вторая стадия- тоже надо взять книжечку о нотной грамоте, и прочитать из нее первые пять- шесть страниц))))))Оттуда вы узнаете, что такое ритм, метр, что такое такт, диез-бемоль, что такое скрипичный ключ и так далее, это буквально пару страниц :) и играть дальше упражнения из школы, все, ты "знаешь" нотную грамоту за недельку ты освоишься, и сожгешь все свои ноты с аппликатурами :twisted: А сразу видя ноту говорить ее название, это по моему для начинающего абсолютно не надо, особенно если не играть сильно классику..потом, пройдет время..и если начинающий превратиться в любителя, то..но тут уже процесс пойдет сам, появяться всякие вопросы, интерес к теории и тд и тп, книжки доступны в инете, процесс приобщения к миру музыки очень увлекателен так что, вперед :roll: :roll: :lol: Elga, как ваше мнение?))) (просто никогда не общался с учителями, и всегда мне очень интересно, а как правильнее учиться чему либо)))) ) |
Цитата:
Такие жесткие меры я рекомендовала потому, что меня раззадорила формулировка вопроса: "как быстро научиться..." Если быстро - то вот так примерно. А в спокойном темпе - конечно, лучше по учебнику. Цитата:
Что до проговаривания нот, то я столкнулась у знакомой с такой вещью: "Ноты знаешь?" - "Знаю!" - играть не может, каждую ноту подолгу разглядывает. Проверяю знание аппликатур (сыграй до1... соль1... ми2... и т.п.) - аппликатуры знает уверенно. Прошу прочесть написанные ноты - и выясняется, что одни путаем, на другие просто глядим в изумленьи, но при этом искренне считаем, что ноты "знаем". Т.е. для взрослого начинающего неочевидно, что в музыке "знать" - это значит не "понимать", а знать где-то на уровне спинного мозга, выдавать результат на автомате. Для этого надо кое-что и вызубрить. Проговаривание нот - это способ зубрежки, а главный смысл в том, чтобы делать это понемножку, но обязательно каждый день. Чтоб входило в кровь. А вслух - чтобы не позволять себе халтурить перед самим собой: "так, ну эту я знаю, эту недавно видел, эта постоянно попадается, и вообще что за детский сад..." Нннет. Каждую - вслух. Тогда, кстати, по ритму собственного проговариванья сразу заметишь, какие ноты узнаешь быстро, а какие не сразу. Тоже полезное осознание. |
Я так и понял, а может наоборот, стоит так- ноту воспринимать просто как картинку, которой соответствует определенное положение пальчиков?))))) Что бы просто видеть ноту и не думая ни о чем, просто закрывать нужные отверстия, может так лучше?)) А умение проговаривать, названия нот так это нужно только когда увлечешься теорией..вот щас учу, параллельно и басовый ключ и скрипишный...для басового нашел прикольную игру на каком-то сайте..помогает)) басовый почти освоил, а скрипичный...еще сквернова-то пока..вот думаю и зачем мне басовый?)))но интересно ведь) Сейчас меня мучает вопрос, как учат злодеев-пианистов читать сразу два нотных стана, в разных ключах?!
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
Играть это как разговаривать. Можно сказать, что ты уже разговариваешь, но пока не читаешь. Методики, кроме как больше читать, - нет. Вначале медленно по слогам. Чем больше читаешь - тем больше приспосабливается мозг к чтению. Увлеченные читают по 2-3 часа в день, даже по слогам, пока не устанут. Не очень увлеченный - до тех пор, пока не надоест. Совсем не увлеченные - пока заставляют. Текстов (буквенных) очень много. Газеты, реклама, книги..... Нот мало. Они не навязываются. Ноты приходится изыскивать. Поэтому скорость обучения чтению нот можно оценить как скорость обучения читать на новом языке, с учетом ненавязывания нот и увлечённости. Мой опыт - неделя-две на 10 нот из диапазона от до1-ми2. И еще месяц на все ноты до1-соль2. Это только мелодическая составляющая. Ритмическую, я востанавливаю по слуху. |
Цитата:
Цитата:
Помню, что в трудных случаях мысленно подрисовывала к нижнему стану еще одну линейку снизу. Например, нота на первой нижней линейке в басовом ключе, а я забыла, как ее зовут. Подрисовываем линейку снизу - получается как бы соль1 в скрипичном. И это действительно соль, только не в первой октаве, а в большой. Еще знаю о существовании "одиннадцатилинейной системы". Меня по ней не учили, но примерно представляю: рисуют два стана один над другим и одну дополнительную линейку между ними. Для верхнего стана ("скрипичного") это будет дополнительная снизу, для нижнего ("басового") - дополнительная сверху. Нота на ней - это для обоих станов до1. И от нее пляшем: вверх - это будут ре-ми-фа-соль-ля-си и т.д. в скрипичном ключе, вниз - си-ля-соль-фа-ми-ре-до и т.д. в басовом. |
Цитата:
|
Автопилот у них в голове. Просто читают, и все.
У меня в пианинном детстве верхняя и нижняя строчка читались как бы каждая по своему закону, но обе на автомате, ничего не вычислялось. Если вдруг в левой руке появлялся скрипичный ключ, это смущало, такое место приходилось учить отдельно. Что интересно, прошлой зимой (это ж, наверное, лет 10 к пианине не прикасалась...) присела я к одному знакомому синтезатору, потому что на пюпитре стояли ну очень простые ноты. Может, второй класс ДМШ, может, третий. И я не смогла это играть, потому что не могла читать две строчки одновременно. Каждую по отдельности - могу, оба ключа помню, руки вроде на все согласные, но вот именно в голове две строчки уже не координируются. Причем два голоса, записанные на одной строчке - могу. На двух - нет. Потеряла навык. |
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
Все довольно хорошо запоминается, если аппликатуры и записи соответствующих нот изучаются вместе - как только изучается новая пааликатура, играются простенькие мелодии, содержащие новую ноту и нота запоминается - как раз так и сделано в уроках на blf.ru. Когда учили меня, а я тогда был в начальной школе, происходило это так: вначале мы разобрались с длительностями нот (ну не всеми - а целые-половинки-четвертушки-восьмушки, и разные простые ритмичские рисунки) - для этого дудели просто в снятый с блокфлейты свисток - видимо, чтобы лишние дырки не отвлекали. Потом изучили ноты си, ля, соль - почти сразу одновременно, потом примерно по одному занятию уходило на очередную ноту ниже. Где-то вместе с этим изучились и аппликатуры для нот выше от си - до, ре. Потом появились первые бемоли - си-бемоль - и диезы - фа-диез. В общем, это практически так же, как в уроках. Путем немудреной арифметики, получится что если на каждую ноту тратить по занятию, то все запомнится занятий за 25 - если заниматься каждый день - то меньше месяца. Реально же после первой октавы и освоения "вилочных" аппликатур дело идет быстрее - там уже и подбирать репертуар для последовательного дополнения читаемых нот в свой актив не критично. |
Пошел вот на прошлой неделе к преподавателю, не смейтесь, на фоно (на флейту я еще не насобирал, а хочу себя к клавишам приучить), так вот... тоже проблема... не воспринимаю вторую строчку нот...
|
Цитата:
Цитата:
Когда я на первых курсах фанател от вивальдиевских "Времен Года", я отксерил в библиотеке партитуру (там, кстати, еще и третий, альтовый ключ) - и играл по ней, ну с листа так, конечно, на гитаре сразу не получается, но когда ноты уже были знакомы - вполне можно было играть, восстанавливая свое переложение по партитурным нотам. |
Цитата:
Ну, не знаю, как остальных, а меня учили довольно просто. Вот тетрадку открываю, а там на первой страничке учительница разноцветными ручками разрисовала ноты первой октавы. На второй странице обведена моя лапа и пронумерованы пальцы. На третьей - длительности и знаки альтерации. На четвертой динамика и принцип построения гармонического и мелодического минора. На пятой странице вторая, третья, малая и большая октавы, а также длительности с точкой. *Злодей-пианист залез в кладовку и извлек из небытия дневник* Вот. Самое первое занятие: "Ноты первой октавы знать." Занятие второе - добавляются длительности, играются одноголосные мелодии правой рукой. Урок пятый - подключается левая рука, но играется пока "перекличками", т. е. мелодия передается из руки в руку. Занятие шестое - синкопа, вторая октава. Занятие восьмое - выучен весь звукоряд, начинаем играть двумя руками. С чувством, с толком, с расстановкой. 8) Вот, собственно, и вся премудрость. Скажу только, что эта программа рассчитана на маленького ребенка, которому попутно вправляют пальцы и мозги, учат петь с листа, рисовать скрипичный ключ и много чего другого. Так что взрослый, я думаю, быстрее справится. |
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Цитата:
А две строчки читать – научишься, куда ж ты денешься с преподавателем-то :) |
Цитата:
А насчет работы рук.. Так наверное они могут на теноре помочь играть )) Во всяком случае я про растяжку :) Берешь аккорд, смотришь - чтото дико некомфортно, а преподаватель радуется, говорит что все хорошо... ужас. |
У меня с нотами самая хана не в их высоте, это я постепенно осваиваю, а в их длительности. Считаю одно, играю другое, подразумеваю третье. Как бы вот считать научиться? :cry:
|
Цитата:
|
Цитата:
Тупорыл-Тугоух, в ДМШ первоклашки делают специальные ритмические упражнения: написана строчка нот не на стане, а на одной линейке. Но ритмически организованно, с обозначением тактов. И они ее прохлопывают со счетом вслух (хлопок на начало каждой ноты, а вслух отсчитывается метр: раз-и, два-и...). Потом со счетом про себя. По идее, так изучают любой новый ритмический рисунок и размер. Скорее всего, любительские проблемы с чтением ритма возникают из-за того, что самоучки сразу пытаются играть ноты, а вот этот этап освоения "голого ритма" пропускают. Вы попробуйте взять какой-нибудь нотный сборник для младших классов и похлопать так самые простые номера, пускай совсем одноклеточные: 2/4, рисунок "четверть+восьмая+восьмая", ну и что, что просто. И потом просто подряд идите дальше, не перескакивайте темы из-за того, что "и так понятно". Ритмическое разнообразие начинается класса со второго. Если есть музыкант рядом - в случае чего подскажет. |
Огромное всем спасибо за советы!!!
Цитата:
Буду тренироваться! :wink: |
У меня с ритмом особых проблем нет, главное условие чтобы правильно играть с ритмом надо произведение выучить наизусть, чтобы не о нотах думать, а именно поработать над ритмом, тембром и и т.д...
Разбираю произведение всегда в медленном темпе, если сложный ритм то сначала прохлопываю ритмический рисунок, пользуюсь метрономом. Раньше использовал метроном встроенный в клавиши ( у меня простенькая ямаха четырёхоктавная). Последнее время скачал прогу-метроном, очень удобно, там можно любую скорость выстовить от очень медленной до очень быстрой. вот ссылка Один удар метронома я всегда соотношу с четвертной нотой , то есть если играть восьмые, то надо уложить две нотки за один удар метронома, а шестнадцатых -четыре нотки))) Сложный ритмический рисунок я всегда отрабатываю отдельно на одной ноте или играю в виде арпеджио, гаммы , секвенциями . |
Я, как гурман, ем этот пирог - Форум - маленькими кусочками :). Извините, что вытаскиваю старые обсуждения.. Сегодня прочел эту тему.
Я несказанно благодарен за это Богу и моим родителям. Однажды (типа второй класс был) я сказал маме: я хочу учиться играть на пианино. Она ответила: хорошо, но с условием, что будешь учиться хорошо. Я обещал. Я проучился год (в студии: теория, сольфеджио, практика, хор), вполне добросовестно. Через год я сказал: мама, я больше не хочу. Мама ответила: как скажешь. Этот год, увы, не прибавил мне любви к музыке, и я не имел к ней тяги долгое время. Но потом - гитара, и вот - БФ. Как же я был рад, что умею читать ноты! Я хорошо понимал, что освоить это до автоматизма в третьем десятке совсем непросто. Возможно, я бы и вовсе не пробился, так как обучение все равно отнимало все мое свободное время. Еще бы одно препятствие - ну.. нет, не верю, что не играл бы сейчас :). Сам на себя клепаю. Не помню, как это было. Просто практика. Да, разные ключи - ну и что? А кто сказал, что наш мозг - однопроцессорный компьютер? Думаю, было бы у нас четыре руки - осваивали бы и по четыре ключа, и не ныли бы.. :) Практика, практика, практика. Мне кажется, каждый сам в состоянии придумать себе систему обучения. Не бойтесь экспериментировать. Отдельный вопрос: чтение с листа. Некоторые, даже неплохо умея играть на своем инструменте, нуждаются в разборе и заучивании. Я не против углубленного разбора произведения, но чтение с листа - это такое удовольствие! Постарайтесь его не пропустить. Не ограничивайте свои занятия двумя-тремя произведениями за период времени. На каждом занятии пытайтесь играть что-то новое. Мне было так нелегко искать новые ноты в 80х-90х.. А сейчас - пара кликов, и ты в седле! Причем, желательно микшировать стили. Играть и классику, и фолк, и современную музыку, и древнюю.. Выключайте компьютер (ну, может, отпечатайте пару страниц нот перед этим :)). Берите стенд. Ставьте на него ноты. Берите блокфлейту. Вперед. |
Pied-Piper
а у меня принтера нет. Можно я буду с экрана играть? |
Цитата:
|
Цитата:
Если серьезно, то разве что если комп совсем тихий (ноутбук, например - его можно и на стенд, кстати, поставить :)). Обычный шум компа вызывает притупление слуха на определенных частотах.. нездОрово это. |
Ответ: А как вы учились играть по нотам?
Я наоборот, чаще с компа играю - мне даж удобнее, забыл мелодию, включил песню - вспомнил...
|
Ответ: А как вы учились играть по нотам?
Огняна, А я вот от этого себя отучать пытаюсь. Играть без предварительного прослушивания. А то с чтением темпа с нот серьезные проблемы - хотя на слух воспринимаю и запоминаю моментально.
|
Ответ: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Начинал по "Евангелию от Анатолия" :):):)
Продолжаю изучать нотную грамоту на практике. Все упирается во время. Вернее в его нехватку. |
Re: А как вы учились играть по нотам?
мда... темп... болезненная тема... причем хронически... со времен занятия бальными танцами...
И, с одной стороны, надо с метрономом практиковаться (приобрел такой, который в ухо вставляется), но и не рекомендуют им злоупотреблять. Вот и не пойму, где "золотая середина". |
Re: А как вы учились играть по нотам?
Я как-то вообще уделял большое внимание,особенно сначала, предварительному прослушиванию произведения(сейчас уже меньше этим занимаюсь) . Иногда даже,ради интереса и тренировки, убирал звук ,продолжая про себя это произведение напевать, а потом, через минуту,например, снова включал звук, и смотрел,на сколько я "ушел" вперед,либо "отстал". ИМХО,если мелодия звучит "в голове" в нужном темпе,то и в игре будет все ок., или "почти ок",в моем случае :-)
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Читал обучение нотам и нечего не понял, а потом в 3 часа ночи проснулся и прям осинило что да как) Только недавно начал на блокфлейте играть, если б не гитарное искусство в котором я сам научился в ритме играть, было бы худо) Метроном до сей поры не включал, даже не знаю как он выглядит) А играю все четко)
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
[QUOTE=technic;28831](приобрел такой, который в ухо вставляется)/QUOTE]
Моя учительница музыки позволяла нам играть с метрономом только на последнем этапе изучения произведения, уже совсем перед экзаменом или концертом, чтобы проверить себя. Требовала ровность темпа сначала отрабатывать на слух, на разных скоростях (выделяя звуком сильную/слабую доли, например). Считала, что метроном мешает развивать собственную оценку и мешает слышать музыку, которую играешь. А когда метроном в ухе... даже не знаю, смогла ли бы я играть, когда что-то стучит в ухе... быстро вообще к этому привыкаешь?.. |
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
У меня у ребенка в фортепиано встроен метроном... Она боится его как огня, потому что не может попасть... я заставляю играть с метрономом... Мне как раз кажется что нужно поработать с ним смолоду, а потом уже ритм и темп будут на автомате...
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Re: А как вы учились играть по нотам?
Цитата:
|
Текущее время: 09:15. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot