Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
UPD: исправил опечатку в заголовке
Итак, еще одна соната Генделя, все четыре части. Небольшое предисловие: Генделя я начал играть не так давно, и вообще относился к нему хоть и почтительно, но без особого восторга. Его музыка казалась хоть и красивой, но какой-то слишком светской, увеселительной (музыка на воде, например), в отличие от высокодуховной и интеллектуальной Баха. Многие вещи вообще были непонятны. В общем, не понимал и потому не слушал. Но когда начал разбирать эту сонату, пытался понять, вникнуть, тогда Гендель стал понемногу раскрываться, я стал замечать в его музыке (не только в этом произведении) глубину, которой раньше не видел. Не могу сказать, конечно, что я его полностью понял, но он стал мне ближе. Расскажу о каждой части: 1. larghetto: несмотря на кажущуюся техническую простоту и медленный темп, мне пришлось прилично повозиться, чтобы сыграть ее. Поначалу я просто не понимал смысла, ноты не складывались в фразы. Обычно достаточно послушать мелодию пару раз и, глядя на ноты, без метронома сыграть ее с более-менее правильным ритмическим рисунком. Тут же пришлось основательно поработать с метрономом. И, самое главное, оказалось, что медленные вещи в принципе играть очень сложно! Нужен очень чуткий контроль над дыханием, ошибки сразу остро слышны. Над этим нужно еще работать и работать. При записи этой части было сделано больше всего дублей, несмотря на то, что она намного короче и медленней тех же аллегро и жиги. И все еще мне не нравится мое исполнение. Особенно жду критики насчет фразировки в этой части. 2. allegro: технически самая сложная часть и вообще самая сложная вещь из всех, что я играл - это даже при том, что я ее играю в темпе четверть=70 вместо 100. Особые трудности вызывает си-бекар2 в быстрых пассажах - в германской системе эта нота очень неудобно берется, и получается сиплой, некрасивой. На записи это хорошо слышно. Когда только начал разучивать, вообще не получалось ее прилично брать, что послужило поводом для раздумий о переходе на барочную систему. При первой же возможности куплю себе барочный альт. Старался играть штрихом, о котором рассказал учитель: в музыке того периода принято было короткие длительности играть максимально длинно, полно, а длинные - чуть короче. Поэтому шестнадцатые стараюсь играть максимально слитным деташе, а восьмые - как будто играю, не выдыхая, а вдыхая, втягивая их в себя, слегка отрывистым деташе. Не всегда получается, а где-то и забываю, но стараюсь. К концу немного начал задыхаться - тяжело было полностью со всеми репризами это сыграть, обычно же играю по частям. Стал понимать, как тяжело музыканту-солисту на концерте :) Вообще она должна оставлять ощущение легкости, воздушности (как мне кажется), но из-за технических трудностей мне пока это передать не получается. 3. siciliana: очень нравится. С нее вообще началось знакомство с этой сонатой, уже выкладывал запись с ней. 4. giga: после аллегро показалась достаточно простой. Играю пока в темпе четверть с точкой=73, вместо 108. Опять пару раз встречается неприятная си-бекар2, но, в отличие от аллегро, не сильно мешается. Опять же есть над чем работать в плане выразительности. Вообще, несмотря на то, что работы еще много, чувствуется удовлетворение от того, что сделано: не ахти как, но все-таки первое сыгранное целостное произведение, целая соната. Когда прошлым летом начинал учиться, даже не мечтал о таком. Очень приятно, когда обучение приносит свои плоды :) Ноты: UPD: по совету Andrey (спасибо ему!) залил все вот сюда: Залитое на диск.народ.ру: Записи без обработки: Записи с добавленной небольшой реверберацией: |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Цитата:
Извиняюсь, что выбил Ваш пост из хит парада своим постом.... возвращаю...:) Как Вы так умудряетесь много и быстро записываться? Сколько времени ушло подготовку? |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Ага, Dim-Dim над нами просто издевается :-D
Так что будем только придираться ко всему, что найдем... :-D Уже нашел: Allegro - в первых тактах Вы играете трели, а там вроде форшлаги... Можно взглянуть на скан Ваших нот? ИМХО Все хорошо с точки зрения фразировки в аллегро (остальное потом послушаю - уверен, что там все отлично, мне уже спать пора, т.к. вставать рано), у меня без помощи педагога вообще не получилось аллегро фразировать. |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Dim-Dim, раскажите секрет трелей? :) Не знаю как вы это делаете, но получаются они у вас уж слишком смачно! У меня да же желание появилось посмотреть в живую как-нибудь :)) Это в самом деле поражает, на фоне остальной игры трели очень суперски выглядят.
Хахахах ой да Гендель. Я тут жигу начал слушать и глаза на лоб полезли. С какого хрена! Это ведь я сегодня разбирал и это триосоната!!! Оказалось мотивы похожи, а я уже думать начал может я ноты не свой взял :)) |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Цитата:
Третью часть, сицилиану, играл еще в феврале, и вот только недели три назад начал разбирать сонату полностью. Дольше всего работал над аллегро, а особенно над этим несчастным си-бекар2 - были моменты, когда думал, что вообще придется отложить эту сонату до покупки барочного альта из-за этой ноты. Сейчас пускаю слюни на сонату ля-минор, но я посмотрел, на германской системе ее точно не сыграть хорошо. Пока в планах на будущее. Цитата:
Когда разучивал сначала сам эту часть, играл и в первых двух тактах форшлаги (трели не успевал сделать красиво), но учитель сказал, что лучше стараться делать именно такие трели, а в третьем такте можно и форшлаг. Кстати, про разные издания нот: Я не очень доверяю нотам с flutetunes.com, пару раз там находились опечатки, но сам сайт удобный, поэтому распечатываю ноты оттуда, но сверяюсь еще с другими изданиями. Вот с этим например, солидное издание 1879 года: А вы, Николай, как я понял, опираетесь на это издание: И аккомпанемент там по-другому расписан: более насыщенный, солидный. Может, он грамотнее и большим чувством эпохи наполнен, но мне нравится тот вариант, что на flutetunes.com В разных изданиях немного по-разному расставлены трели, где-то их больше, где-то меньше, поэтому есть свобода выбора :) Цитата:
Цитата:
Вживую - приезжайте в Тюмень :) А вообще, может видео как-нибудь записать? Надо будет попробовать. Цитата:
|
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Цитата:
Мне так не показалось, что аллегро тяжело звучит - как раз наоборот. Перехожу к сицилиане и жиге... |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Силициана - вполне готова для выкладывания в ютуб рядом с записью Альдо Бова :applodis:
Жига - мне объясняли так - это танец матросов на праздниках, матросы народ не светский, по праздникам любят отжигать, они за такое маршеподобное исполнение, как у Вас, искупают за бортом. :-D (поэтому, играя перед матросами, используйте пока только пластиковую блокфлейту) P.S. Я тоже в похожем стиле играл жигу тому человеку, который так сказал :-D |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Николай, спасибо за комментарии!
Работы над сонатой, конечно, еще много - и над фразировкой, и над интонацией, и настроением вообще. Про жигу и матросов тоже слышал, но пока не понятно, как сыграть, чтобы они остались довольны :) Вот еще вопрос - я играл жигу полностью деташе, а когда сыграл учителю, он показал мне свои ноты, из учебника для поперечки - там залигованы группы по три ноты (иногда шесть). Попробовал так, получается слишком много присвистов при переходе из регистра в регистр; фа-ля-фа в самом начале, например, не очень чисто звучит. На ютубе посмотрел - вроде бы многие играют на блочке именно деташе, и нормально, а на поперечке с лигами хорошо звучит. Вы как играете? |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Цитата:
По-моему, это самый интересный вариант, - первый раз до репризы играешь строго с лигами, а при повторении сам не знаешь как получится - своего рода штриховая импровизация получается.. Присвисты послушаю, что у меня там получается... по крайней мере перейти с легато на деташе мне было легко, наоборот сложнее.. |
Re: Гендель, Соната для блокфлейты фа-мажор
Браво! где ж вы нашли аккомпанемент?
|
Текущее время: 17:52. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot