В индийской музыке используются разные лады. Конечно, не только это делает музыку индийской, и не только приемы игры и способы украшения мелодии. Есть правила, по которым играется мелодия, вроде характерной для определенной раги музыкальной фразы, порядка следования вверх или вниз по нотам, основной и вторичной ноты мелодии, и многие другие правила — очень сложная вещь эти раги. Импровизация вообще сложная штука, а рага — это импровизация в рамках правил этой раги, которые еще и знать надо))
Четвертьтона — немного неточное название, там в разных местах неровно делится. Скорее микротона. Они действительно берутся с помощью дыхания, хотя можно и полузакрытиями работать, и аппликатурами, но быстрее всего, пожалуй, губами.
Комусо, на сякухати можно сыграть то, что играют на бансури, но тоже далеко не все. Стоит только один разок Чаурасию послушать, сразу понятно станет. Как и наоборот, на бансури можно сыграть что-то похожее на сякухати, но и только, тем более, что у бансури все же совсем другой тембр.
Вообще мне кажется, индийская и японская традиции игры на флейтах примерно одинаковой развитости и сложности, но пошли они совсем разными путями. Необыкновенно интересно все это изучать и со временем понимать, как-то начинаешь разбираться. такие вещи обалденные в этом скрыты!
|