Я стремлюсь к такому же диапазону, как у helgi, но стараюсь все делать только пальцами, и вот почему:
- что считать реальным диапазоном (а не теоретическим, который у альта ми1 до фа-диез-4): ИМХО это такой набор нот, которые выходят красивым звуком, переходы между ними получаются на легато, в таком же быстром темпе, как и первая октава, ноты берутся без призвуков с первой же попытки, звук динамически управляемый...
- играть нужно стоя, тогда звук получается чуть более красивым..при этом использование коленки затруднено - зубам страшнее
Мой текущий реальный диапазон, удовлетворяющий выше описанным условиям, на альте составляет: фа-1 - ми-3, соль-3, соль-диез-3
Несмотря на то, что "пискнуть" эти ноты у меня получается, выпадают из "реального диапазона" как нестабильные из-за призвуков фа-3, фа-диез-3 (альтернативной аапликатурой без коленки), си-3, до-4. При этом проблемы взятия этих четырех нот очень схожие - двумя словами "некоторолируемый передув"..
Выпадают, как "медленные" и без легато, хотя звук мне нравится (из-за необходимость зажимать стволовое отверстие - правую руку я уже растянул достаточно, чтобы зажимать все дырки) - фа-диез-3, ля-3, си-бемоль-3
Ми-1 я еще не занимался, меня больше волнует "неполноценность" этих всех нот, но есть идеи как с ней справиться, но показать возможные варианты решения проще, чем сформулировать на форуме (расскажу при встрече 16 мая)